«Лесная школа»

Целью обучения дополнительной общеобразовательной программы является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений в области биологии, экологии, лесоведения как наук естественнонаучного цикла, способствовать формированию высокой экологической культуры,развитие трудовых умений и раннего профессионального самоопределения в рамках социального партнерства с работниками лесного хозяйства.

преподаватели

Шаталова Галина Ивановна 

Содержание программы

Содержание программы.

Раздел 1. Вводное занятие −1 ч

- знакомство педагогов с детьми.

- знакомство детей с техникой безопасности при работе с реактивами, химической посудой в пеших экскурсиях и походах.

-знакомство со структурной деятельности экологического кружка, знакомство с экологической терминологией и наукой в целом.

Раздел 2. Безопасность на дороге и правила дорожного движения – 4 ч

-беседа о безопасности на дороге и правила дорожного движения

- экскурсия в поселок на трассу и работа на площадке у школы

Раздел 3: Экологические основы – 26 ч

Тема 3. 1. Что изучает экология?

- понятия экологических терминов, понятий.

- основные понятия,

Тема 3.2.Структура экологии

- структура экологии, теоретическая и практическая часть.

- виды экосистем, пищевые связи.Экскурсии в природу, наблюдения в природе.

Тема 3. 3. Природные и антропогенные катастрофы

-природные и антропогенные катастрофы, причины их возникновения, необходимые меры устранения.

Тема 3.4. Азбука лесоведения

-основные определения о лесе, структур и ярусность леса,

-структура роста и развития деревьев в лесу,

-особенности деревьев как ресурса леса.

Тема 3.5. Значение животных и растений в жизни человека и природы

-значение животных и растений в жизни человека и природы, беседы и экскурсия в природу, наблюдения, а природе, участие в экологических конкурсах.

Раздел 4: Ноосферная азбука – 4 ч

Тема 4.1. Основные понятия ноосферного образования

- основные понятия ноосферного образования.

- биосфера переходит в Ноосферу,

Тема 4.2. Устойчивое развитие

- В.И. Вернадский, С.И. Шкловский и Э. Леруа.

- Практическая деятельность.

Раздел 5. Природа и природопользование – 34 час

Тема 5.1. Растительность нашего края

-видовое многообразие растительности леса,

-жизненные формы растительности,

-структура роста и развития деревьев, конкурентность в лесу.

Тема 5.2. Птицы леса, их неоспоримая ценность

-о птицах леса, их значении,

-видовое многообразие птиц и их повадки.

Тема 5.3. Водные объекты Ступинского района

-водные объекты и их значение для леса,

Тема 5.4. Туристские навыки

- практическая деятельность в полевых условиях и техника безопасности.

- туристские навыки: выживание в экстремальных условиях, ядовитые и съедобные растения, ориентирование в окружающей среде. Установка палатки.

Тема 5.5. Топография

- топография.

-знакомство с картой Ступинского района и проектной территории.

Экскурсионные походы.Полевая практика

Тема 5.6. Практическое лесоведение

Раздел 6. Итоговое занятие

Тема 6. 1. Итоговое занятие, подведение итогов за год, мероприятие –экология души

Цели программы

Целью обучения дополнительной общеобразовательной программы является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений в области биологии, экологии, лесоведения как наук естественнонаучного цикла, способствовать экологической культуры,развитие трудовых умений и раннего профессионального самоопределения в рамках социального партнерства с работниками лесного хозяйства.

Результат программы

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Виды и методы наблюдения за обучением:

Вводный – беседы, лекции, опрос по выявлению знаний, занятия по технике безопасности при работе с оборудованием, растениями, животными на практических занятиях в полевых и лабораторных условиях.

Текущий контроль – соблюдение правил техники безопасности, издательская деятельность (листовки, газеты, путеводители, методические рекомендации).

Итоговый контроль – участие в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях, сбор и оформление дидактического материала, наглядных пособий, изготовление тематических стендов, участие в экологических лагерях, умение применять навыки на практике в полевых условиях, участие в районных.

Результатом деятельности является:

Изучение и составление методик оценки, оценки состояния воды, почвы, растительности, состояние воздуха.

Составление карты рабочего поселка Малино, села Березнецово, городского округа Ступино в целом, карты проектной территории, составление карты газоустойчивости воздушной среды поселения по древесно-­кустарниковой растительности, экологической тропы, экологических паспортов водных объектов.

Участие в муниципальных, региональных, федеральных конференциях и форумах.

Особые условия проведения

Работа в питомнике по выращиванию лесных культур и работа на территории Малинского участкового лесничества.

Материально-техническая база

Теоретические занятия проходят в кабинете биологии и химии, которое хорошо проветривается и освещается. Столы и стулья соответствуют возрасту обучающихся, промаркерованы. Соблюдаются санитарные нормы. В наличии имеются инструкции по технике безопасности. Все рабочие места детей оснащены учебно-лабораторным оборудованием (микроскоп, лабораторное оборудование), в том числе программное обеспечение. Имеется АРМ учителя, выход в Интернет.