Вокальное и хоровое пение

- развитие природных вокальных данных обучающегося;

- овладение техникой хорового исполнительства;

- обучение вокально-хоровым техническим приёмам;

- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения;

- обучение навыкам сценического движения, умение работать в коллективе;

- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;

- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства ритма;

- развитие исполнительской сценической выдержки;

- развитие художественного вкуса;

- развитие устойчивого интереса к исполнительской культуре;

- духовно-нравственное развитие.

-воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;

- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;

- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.

преподаватели

учитель музыки Везенцева Татьяна Николаевна

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Практика. Объяснение целей и задач занятий. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

 

2. Работа над певческой установкой и дыханием. (9 часов)

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

3. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (15 часов)

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение «нонлегато» и «легато». Добиваться ровного звучания во всём диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

4. Работа над дикцией и артикуляцией.(10 часов)

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и чёткое выговаривание согласных.

5. Формирование чувства ансамбля.(15 часов)

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

6. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (17ч)

Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

7. Итоговый концерт.

Практика. Повторение программного материала в форме концерта.

 

Цели программы

Выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства, практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.

Результат программы

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её, должны

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь "мягко, нежно, легко";

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокально-хоровой музыки;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• точно повторить заданный звук;

• правильно показать самое красивое звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни класса, школы.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Компьютер с доступом в интернет, музыкальный центр, микрофоны.

Видео