- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Прочее
- кружок проектной деятельности по биологии «Sic parvis magna»
Рекомендуем посмотреть
кружок проектной деятельности по биологии «Sic parvis magna»
Материал курса включает подготовку и реализацию проектов по модулям: «Микробиология», «Зоология позвоночных и беспозвоночных», «Генетика», «Физиология человека и животных», «Экология». Материал может быть использован для программы предпрофильного обучения по биологии, подготовки для поступающих в ВУЗы по соответствующим направлениям, а также проявляющих интерес к науке.
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе «Sic parvis magna» позволяет систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса биологии основной школы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом, отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов за курс основной школы и предусматривает подготовку учащихся к дальнейшему обучению в средней школе. Программа курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе.
Курс рассчитан на 70 часов (2 раза в неделю). Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 45 мин. Кроме занятий, проводимых по учебному плану, практикуется участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах.
Адресат программы обучающийся 12-17 лет, желающий заниматься биологией, проявляющий интерес к данной науке.
Педагоги
Крапивина Елена Валерьевна
Содержание программы
Содержание курса.
Рабочая программа включает четыре раздела:
1. Основные понятия. (5 часов)
2. Подготовка к выполнению проекта. (20 часов)
3. Практическая часть. (40 часов)
4. Заключительный этап (5 часов)
Тема 1. Основные понятия.
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель- это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектом у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.
Проект – весь путь от идеи до получения продукта.
Тема 2. Подготовка к выполнению проекта.
1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется.
3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы
обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
4) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Тема 3. Практическая часть.
Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
Тема 4. Заключительный этап.
Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).
Цели программы
Цель курса: повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла и дальнейшему успешному их изучению в 8-11 классах; систематизация знаний и способов деятельности учащихся по биологии за курс основной школы, развитие интеллектуальных способностей учащихся, общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении личности, познавательной активности, положительной мотивации к обучению, развитие интеллектуального и творческого потенциала, профориентирование учащихся, подготовка их к ГИА по биологии, представление проектов на различного уровня научных конференциях и олимпиадах.
Результат программы
Результаты воспитания личности обучающегося (личностные результаты):
Обучающийся сможет:
· самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
· оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
· владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Результаты развития воспитанника (метапредметные результаты):
Обучающийся сможет:
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.
· развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Результаты обучения воспитанника (предметные результаты) в развитии умений и навыков, формируемых курсом:
· планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
· выявлять и формулировать проблему;
· планировать этапы выполнения работ;
· выбирать средства реализации замысла,
· работать с разными источниками информации;
· обрабатывать информацию;
· структурировать материал;
· контролировать ход и результаты выполнения проекта;
· представлять результаты выполненного проекта;
· выдвигать гипотезу;
· находить доказательства;
· формулировать вытекающие из исследования выводы;
· ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
· осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
· самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
· определять сферу своих интересов;
· работать с различными определителями;
· знать классификацию изучаемых организмов;
· ставить биологический эксперимент;
· соблюдать правила работы в лаборатории;
· готовить питательные среды для культивирования микроорганизмов;
· решать генетические задачи на практике;
· работать с лабораторными животными;
· уметь осуществлять заборы проб;
· пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
· готовить микропрепараты различными способами;
· вести подсчет колоний, определять видовую принадлежность микроорганизмов;
· составлять экологические паспорта;
· определять границы биоценозов, их наполненность;
· производить анализ проб воды на наличие примесей и загрязненность органикой;
· знать методы фиксации и хранения насекомых
· формировать энтомологическую коллекцию;
· определять и классифицировать насекомых до вида;
Обучающийся приобретет навыки:
1. совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
2. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
3. использовать догадку, озарение, интуицию;
4. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
5. формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
6. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
7 осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Материально-техническая база
Средства обучения
1. Печатные пособия.
Таблицы:
1. Определители
2. Барельефные модели.
3. Портреты ученых.
4. Методические пособия.
2.Информационно-коммуникационные средства.
1. Онлайн – определители
3.Технические средства обучения:
1. компьютер мультимедийный;
2. мультимедийный проектор;
3. ноутбуки.
4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. Приборы, приспособления: микроскопы, электроплита, сухожаровой термостат, стерилизатор, холодильник, комплект посуды и принадлежностей для проведения микробиологических исследований и энтомологии (чашки Петри, штативы с пробирками, колбы, мерный цилиндр, фильтровальная бумага, химические стаканы, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, марля медицинская, ватные и марлевые тампоны, спички; индивидуальные защитные средства – маски, перчатки, энтомологические иглы, скальпель, предметные и покровные стекла, ящики для временного хранения образцов, расправилки);
2. Материалы: специализированная питательная среда, дистиллированная вода, спирт этиловый медицинский 95%, спиртовые салфетки); этилацетат.
3. Коллекции, натуральные объекты.