кружок проектной деятельности по биологии «Sic parvis magna»

Материал курса включает подготовку и реализацию проектов по модулям: «Микробиология», «Зоология позвоночных и беспозвоночных», «Генетика», «Физиология человека и животных», «Экология». Материал может быть использован для программы предпрофильного обучения по биологии, подготовки для поступающих в ВУЗы по соответствующим направлениям, а также проявляющих интерес к науке.

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе «Sic parvis magna» позволяет систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса биологии основной школы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом, отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов за курс основной школы и предусматривает подготовку учащихся к дальнейшему обучению в средней школе. Программа курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе.

Курс рассчитан на 70 часов (2 раза в неделю). Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 45 мин. Кроме занятий, проводимых по учебному плану, практикуется участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах.

Адресат программы обучающийся 12-17 лет, желающий заниматься биологией, проявляющий интерес к данной науке.

 

 

Педагоги

Крапивина Елена Валерьевна

Содержание программы

Содержание курса.

Рабочая программа включает четыре раздела:

1. Основные понятия. (5 часов)

2. Подготовка к выполнению проекта. (20 часов)

3. Практическая часть. (40 часов)

4. Заключительный этап (5 часов)

Тема 1. Основные понятия.

Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель- это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. При работе над проектом у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.

Проект – весь путь от идеи до получения продукта.

Тема 2. Подготовка к выполнению проекта.

1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется.

3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы

обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

4) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

 

Тема 3. Практическая часть.

Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.

Тема 4. Заключительный этап.

Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель курса: повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла и дальнейшему успешному их изучению в 8-11 классах; систематизация знаний и способов деятельности учащихся по биологии за курс основной школы, развитие интеллектуальных способностей учащихся, общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении личности, познавательной активности, положительной мотивации к обучению, развитие интеллектуального и творческого потенциала, профориентирование учащихся, подготовка их к ГИА по биологии, представление проектов на различного уровня научных конференциях и олимпиадах.

Результат программы

Результаты воспитания личности обучающегося (личностные результаты):

Обучающийся сможет:

· самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

· оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

· владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Результаты развития воспитанника (метапредметные результаты):

Обучающийся сможет:

· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.

· развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Результаты обучения воспитанника (предметные результаты) в развитии умений и навыков, формируемых курсом:

· планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

· выявлять и формулировать проблему;

· планировать этапы выполнения работ;

· выбирать средства реализации замысла,

· работать с разными источниками информации;

· обрабатывать информацию;

· структурировать материал;

· контролировать ход и результаты выполнения проекта;

· представлять результаты выполненного проекта;

· выдвигать гипотезу;

· находить доказательства;

· формулировать вытекающие из исследования выводы;

· ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

· осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;

· самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,

· определять сферу своих интересов;

· работать с различными определителями;

· знать классификацию изучаемых организмов;

· ставить биологический эксперимент;

· соблюдать правила работы в лаборатории;

· готовить питательные среды для культивирования микроорганизмов;

· решать генетические задачи на практике;

· работать с лабораторными животными;

· уметь осуществлять заборы проб;

· пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

· готовить микропрепараты различными способами;

· вести подсчет колоний, определять видовую принадлежность микроорганизмов;

· составлять экологические паспорта;

· определять границы биоценозов, их наполненность;

· производить анализ проб воды на наличие примесей и загрязненность органикой;

· знать методы фиксации и хранения насекомых

· формировать энтомологическую коллекцию;

· определять и классифицировать насекомых до вида;

 

Обучающийся приобретет навыки:

1. совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;

2. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;

3. использовать догадку, озарение, интуицию;

4. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

5. формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в

современном информационном обществе;

6. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

7 осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Материально-техническая база

 

Средства обучения

1. Печатные пособия.

Таблицы:

1. Определители

2. Барельефные модели.

3. Портреты ученых.

4. Методические пособия.

2.Информационно-коммуникационные средства.

1. Онлайн – определители

3.Технические средства обучения:

1. компьютер мультимедийный;

2. мультимедийный проектор;

3. ноутбуки.

4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1. Приборы, приспособления: микроскопы, электроплита, сухожаровой термостат, стерилизатор, холодильник, комплект посуды и принадлежностей для проведения микробиологических исследований и энтомологии (чашки Петри, штативы с пробирками, колбы, мерный цилиндр, фильтровальная бумага, химические стаканы, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, марля медицинская, ватные и марлевые тампоны, спички; индивидуальные защитные средства – маски, перчатки, энтомологические иглы, скальпель, предметные и покровные стекла, ящики для временного хранения образцов, расправилки);

2. Материалы: специализированная питательная среда, дистиллированная вода, спирт этиловый медицинский 95%, спиртовые салфетки); этилацетат.

 

3. Коллекции, натуральные объекты.