«Школьный ГИД»

Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школьный ГИД» не только значительно расширяют объем знаний по основам учебных предметов, но и дают запас знаний общекультурного характера. Программа позволяет обучающемуся попробовать себя в роли журналиста. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, в ходе которого учитываются особенности учащихся и их возможность свободно и творчески мыслить. Программа направлена на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, на раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии. В ходе обучения формируется нестандартное гибкое и чёткое мышление, реализуется потребность в коллективном творчестве. Программа воспитывает чувство ответственности, укрепляет связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по данной программе даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Программа охватывает направления: "Лингвистическая журналистика",

"Военная журналистика«, «Социальная журналистика». Полученные в ходе обучения по Программе знания и навыки обучающиеся отрабатывают на базе школьного пресс-центра.

Созданная система помогает выпускникам стать конкурентоспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную ответственность, имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме. Все названные направления актуальны и выбраны потому, что журналистика должна всесторонне освещать не только социальные явления, но и проблемы окружающей среды и ресурсов, раскрывая важность взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспектами. Предусматривается практическое

применение приобретенных во время занятий по данной программе умений и навыков во время различных мероприятий (экскурсии по памятным и историческим местам родного края; походы по экологическим тропам; участие в национальных празднествах; участие в социально значимых мероприятиях) с последующим отражением всех этих событий в своем периодическом издании.

Актуальность Программы состоит в необходимости помогать обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли интересно и красочно рассказать о происходящих событиях.

преподаватели

Морозова Светлана Николаевна - учитель английского языка

Содержание программы

Вводное занятие.

Ознакомление с Программой. Знакомство с журналистикой.

Практическая часть: беседа, тест «Моя профессия», работа с карточками и таблицей, словарями.

Раздел 1. Краткое введение в историю журналистики.

1.1. Газетный мир.

1.2. Как и почему возникла журналистика. Теоретическая часть:

1. Период пражурналистики.

2. Появление предпосылок для создания первых газет.

3. Появление в России первых печатных газет.

Практическая часть: творческое задание № 2.

1.3. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ.

1.4. Знакомство с законами о СМИ.

1.5. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.

Раздел 2. Основы журналистики.

2.1. Знакомство с древом жанров.

2.2. Мастерская жанров.

2.3. Информация.

2.4. Заметка.

2.5. Отчет.

2.6. Репортаж.

2.7. Интервью.

2.8. Опрос. Пресс-релиз.

2.9. Эссе.

2.10. Блог. Интернет-сообщество. Современные способы представления информации.

2.11. Культура речи.

2.12. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.

Раздел 3. Художественно-техническое оформление издания.

3.1. Структура издания.

3.2. Делаем газету.

3.3. Заголовки.

3.4. Типы и виды школьных газет.

3.5. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала. Практическая часть: защита проектов.

Раздел 4. Редакционно-издательская деятельность.

4.1. Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив. Редакция. Теоретическая часть:

· Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, её особенности.

· Кто и что делает в редакции.

· Творческая и техническая части редакции, их функции. Редакционный портфель.

Практическая часть: деловая игра, пресс-коктейль, кофе-брейк.

4.2. Редактирование материалов разных форм и жанров. Теоретическая часть:

· Общее понятие о редактировании. Редакторская правка.

· Цели правки текста и её виды: сокращение, рубка хвоста, переделка и др. Практическая часть: творческая лаборатория "Главный редактор".

Тема 4.3. Реклама в редакционно-издательской деятельности. Теоретическая часть:

Что такое информация (новость) и её основные черты. Типы информации.

· Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок.

· Правила построения информации.

· Методы получения информации.

· Факт, как основа информационных жанров.

· Собирание школьных новостей.

Практическая часть: семинар, "круглый стол".

Тема 4.4. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала Практическая часть: защита проектов, подведение итогов, оценка труда

Цели программы

Цель Программы: освоение базовых знаний по профессии журналистика, развитие творческих способностей обучающихся в процессе формирования навыков журналистского мастерства.

Результат программы

Планируемым результатом обучения по программе является создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; освоение указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности. Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся). По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.

Предметные знания в следующих областях:

· журналистика как форма информационной деятельности;

· журналистика как профессия и её возможное влияние на здоровье;

· информационный рынок;

· роль журналиста в становлении общественного мнения;

· приёмы риторики;

· создание журналистского текста;

· основные газетные жанры;

· редактирование;

· редакционный коллектив;

· структура газетного номера;

· иллюстрация в газете;

· макетирование и вёрстка газеты.

Предметные умения и навыки: навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки: умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки: навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

Обучающиеся должны знать владеть культурой речи, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

- К концу обучения по Программе обучающиеся будут знать:

· основные (ключевые) понятия журналистики, этапы её развития, принципы организации редакции

· стилистические особенности публицистических жанров;

· специфику профессии журналиста;

· основы редактирования;

· структуру печатного издания.

- К концу обучения по Программе обучающиеся будут уметь:

· определять стиль и тип речи;

· давать характеристику текста публицистического стиля;

· в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;

· совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

· пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

· находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

· соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

· строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

· фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

· проводить литературное редактирование и литературную правку текста

· создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены;

· уметь работать с разной литературой;

· уметь работать с техническими средствами;

уметь брать и давать интервью.

Особые условия проведения

Программа «Школьный ГИД» содержит большое количество практики. Она включает в себя как индивидуальную творческую работу учащихся, так и коллективные творческие игры. Для лучшего усвоения материала учащимся предоставлен раздаточный и мультимедийный материал. Также программой предусмотрены экскурсии в музеи, посещение действующих редакций газет, типографии, посещение фотовыставок с последующим отражением всех этих событий в школьном периодическом издании.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

· воспитывающего характера труда;

· научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);

· связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного времени);

· систематичности и последовательности;

· доступности и посильности;

· сознательности и активности;

· наглядности;

· прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Основной вид занятий – практический. Используются следующие методы обучения:

· объяснительно-иллюстративный;

· репродуктивный;

· проблемный;

· частично-поисковый или эвристический;

· исследовательский. Педагогические приёмы:

· формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

· организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

· стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

· сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

· свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

Материально-техническая база

Для реализации данной Программы необходимо:

· наличие у обучающихся компьютеров и выхода в Интернет, а также доступа к чтению и просмотру современных газет и журналов;

· наличие дополнительной литературы, словарей и справочников, принтера, сканера, ЦОР, цифровых носителей, фотоаппарата.

Оценка результатов освоения программы осуществляется:

· диагностикой знаний в процессе собеседований;

· организацией вовлечения детей в работу школьного издания.