«Школьный ГИД»
Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школьный ГИД» не только значительно расширяют объем знаний по основам учебных предметов, но и дают запас знаний общекультурного характера. Программа позволяет обучающемуся попробовать себя в роли журналиста. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, в ходе которого учитываются особенности учащихся и их возможность свободно и творчески мыслить. Программа направлена на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, на раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии. В ходе обучения формируется нестандартное гибкое и чёткое мышление, реализуется потребность в коллективном творчестве. Программа воспитывает чувство ответственности, укрепляет связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Коммуникативная направленность обучения по данной программе даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.
Программа охватывает направления: "Лингвистическая журналистика",
"Военная журналистика«, «Социальная журналистика». Полученные в ходе обучения по Программе знания и навыки обучающиеся отрабатывают на базе школьного пресс-центра.
Созданная система помогает выпускникам стать конкурентоспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную ответственность, имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме. Все названные направления актуальны и выбраны потому, что журналистика должна всесторонне освещать не только социальные явления, но и проблемы окружающей среды и ресурсов, раскрывая важность взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспектами. Предусматривается практическое
применение приобретенных во время занятий по данной программе умений и навыков во время различных мероприятий (экскурсии по памятным и историческим местам родного края; походы по экологическим тропам; участие в национальных празднествах; участие в социально значимых мероприятиях) с последующим отражением всех этих событий в своем периодическом издании.
Актуальность Программы состоит в необходимости помогать обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли интересно и красочно рассказать о происходящих событиях.
преподаватели
Морозова Светлана Николаевна - учитель английского языка
Содержание программы
Вводное занятие.
Ознакомление с Программой. Знакомство с журналистикой.
Практическая часть: беседа, тест «Моя профессия», работа с карточками и таблицей, словарями.
Раздел 1. Краткое введение в историю журналистики.
1.1. Газетный мир.
1.2. Как и почему возникла журналистика. Теоретическая часть:
1. Период пражурналистики.
2. Появление предпосылок для создания первых газет.
3. Появление в России первых печатных газет.
Практическая часть: творческое задание № 2.
1.3. Знакомство с детскими и подростковыми СМИ.
1.4. Знакомство с законами о СМИ.
1.5. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.
Раздел 2. Основы журналистики.
2.1. Знакомство с древом жанров.
2.2. Мастерская жанров.
2.3. Информация.
2.4. Заметка.
2.5. Отчет.
2.6. Репортаж.
2.7. Интервью.
2.8. Опрос. Пресс-релиз.
2.9. Эссе.
2.10. Блог. Интернет-сообщество. Современные способы представления информации.
2.11. Культура речи.
2.12. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.
Раздел 3. Художественно-техническое оформление издания.
3.1. Структура издания.
3.2. Делаем газету.
3.3. Заголовки.
3.4. Типы и виды школьных газет.
3.5. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала. Практическая часть: защита проектов.
Раздел 4. Редакционно-издательская деятельность.
4.1. Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив. Редакция. Теоретическая часть:
· Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, её особенности.
· Кто и что делает в редакции.
· Творческая и техническая части редакции, их функции. Редакционный портфель.
Практическая часть: деловая игра, пресс-коктейль, кофе-брейк.
4.2. Редактирование материалов разных форм и жанров. Теоретическая часть:
· Общее понятие о редактировании. Редакторская правка.
· Цели правки текста и её виды: сокращение, рубка хвоста, переделка и др. Практическая часть: творческая лаборатория "Главный редактор".
Тема 4.3. Реклама в редакционно-издательской деятельности. Теоретическая часть:
Что такое информация (новость) и её основные черты. Типы информации.
· Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок.
· Правила построения информации.
· Методы получения информации.
· Факт, как основа информационных жанров.
· Собирание школьных новостей.
Практическая часть: семинар, "круглый стол".
Тема 4.4. Итоговое занятие. Обобщение изученного материала Практическая часть: защита проектов, подведение итогов, оценка труда
Цели программы
Цель Программы: освоение базовых знаний по профессии журналистика, развитие творческих способностей обучающихся в процессе формирования навыков журналистского мастерства.
Результат программы
Планируемым результатом обучения по программе является создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; освоение указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности. Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитываются интересы и склонности обучающихся). По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.
Предметные знания в следующих областях:
· журналистика как форма информационной деятельности;
· журналистика как профессия и её возможное влияние на здоровье;
· информационный рынок;
· роль журналиста в становлении общественного мнения;
· приёмы риторики;
· создание журналистского текста;
· основные газетные жанры;
· редактирование;
· редакционный коллектив;
· структура газетного номера;
· иллюстрация в газете;
· макетирование и вёрстка газеты.
Предметные умения и навыки: навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки: умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки: навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.
Обучающиеся должны знать владеть культурой речи, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности
- К концу обучения по Программе обучающиеся будут знать:
· основные (ключевые) понятия журналистики, этапы её развития, принципы организации редакции
· стилистические особенности публицистических жанров;
· специфику профессии журналиста;
· основы редактирования;
· структуру печатного издания.
- К концу обучения по Программе обучающиеся будут уметь:
· определять стиль и тип речи;
· давать характеристику текста публицистического стиля;
· в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
· совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
· пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
· находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
· соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
· строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
· фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
· проводить литературное редактирование и литературную правку текста
· создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены;
· уметь работать с разной литературой;
· уметь работать с техническими средствами;
уметь брать и давать интервью.
Особые условия проведения
Программа «Школьный ГИД» содержит большое количество практики. Она включает в себя как индивидуальную творческую работу учащихся, так и коллективные творческие игры. Для лучшего усвоения материала учащимся предоставлен раздаточный и мультимедийный материал. Также программой предусмотрены экскурсии в музеи, посещение действующих редакций газет, типографии, посещение фотовыставок с последующим отражением всех этих событий в школьном периодическом издании.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
· воспитывающего характера труда;
· научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
· связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного времени);
· систематичности и последовательности;
· доступности и посильности;
· сознательности и активности;
· наглядности;
· прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Основной вид занятий – практический. Используются следующие методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный;
· репродуктивный;
· проблемный;
· частично-поисковый или эвристический;
· исследовательский. Педагогические приёмы:
· формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
· организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
· стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
· сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
· свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Материально-техническая база
Для реализации данной Программы необходимо:
· наличие у обучающихся компьютеров и выхода в Интернет, а также доступа к чтению и просмотру современных газет и журналов;
· наличие дополнительной литературы, словарей и справочников, принтера, сканера, ЦОР, цифровых носителей, фотоаппарата.
Оценка результатов освоения программы осуществляется:
· диагностикой знаний в процессе собеседований;
· организацией вовлечения детей в работу школьного издания.