«Юный эколог»

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социальнокультурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение
экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии
личности ребенка. Закон "Об экологическом образов непрерывного всеобъемлющего
экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных
средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической
экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в
школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной
работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать знании",
принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы овладение
экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим
миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы
продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе
единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с
экологической направленностью для школьников.

преподаватели

Грезнева-Сичкарь Елена Сергеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Содержание программы

Раздел 1. Человек и природа.(3 ч)
Тема 1 Что такое экология (1 ч)
Биосфера и ноосфера. Окружающая среда. Определение экологии. Понятие об
экологических факторах, их роль в жизни человека. Биотические и абиотические
факторы. Экологический мониторинг.
Варианты практических занятий: дискуссия на тему "Возможна ли гармония во
взаимоотношениях человека и природы?«
Тема 2. Взаимоотношения «человек-природа» в историческом аспекте (2ч)
Человек – собиратель. Человек – охотник. Изменение взаимоотношений человека и
природы во времени, отражение этого процесса в состоянии здоровья людей. Болезни
века.
Раздел 2. Естественная среда и здоровье человека (11 ч)Тема 1. Город и здоровье (5 ч)
Процессы урбанизации в мире и в России. Особенности городской среды: состав
атмосферы, изменение интенсивности солнечной радиации, загрязнение подземных
горизонтов и водных ресурсов, изменение состава грунтов. Источники загрязнения среды
в городе.
Тема 2. Загрязнение пищевых продуктов (3 ч)
Источники загрязнения почвы, атмосферы, воды. Нормы содержания химических веществ
в продуктах и контроль за соблюдением нормативов. Ядохимикаты и здоровье. Наиболее
опасные пестициды и их влияние на здоровье (ДЦТ, хлорофос и др.). Правила
применения ядохимикатов. Альтернативные методы защиты растений. Опасность
избыточного накопления нитратов в живых организмах. Источники накопления нитратов.
Особенности накопления нитратов в растениях различных семейств. Распределение
нитратов в растениях. Способы уменьшения содержания нитратов в растениях – во время
выращивания и кулинарной обработки. Влияние нитратов на здоровье человека.
Загрязнение нитратами окружающей среды.
Тема 3. Загрязнение ресурсов и здоровье (3 ч)
Значение воды человека. Загрязнение вод Мирового океана, рек, озёр (источники
загрязнения, примеры). Загрязнение водоёмов в России: анализ данных доклада о
состоянии окружающей среды в Российской Федерации. Химическое и радиоактивное
загрязнение водоёмов. Источники питьевых ресурсов – поверхностные и подземные.
Оценка состояния подземных вод в России. Источники загрязнения подземных вод.
Питьевые источники и здоровье.
9 Варианты практических работ: 1.Оценка состояния водных ресурсов своего региона и
выявление источников загрязнения вод. Влияние загрязнения вод на здоровье населения.
Выделение на карте региона районов, наиболее опасных с точки зрения здоровья
населения. 2.Изучение состава и качества питьевой воды.
Раздел 3. Антропогенная среда и здоровье человека (10 ч)
Тема 1. Загрязнение атмосферы и здоровье (6 ч)
Источники загрязнения атмосферы. Обсуждение и анализ материалов по загрязнению
атмосферы по докладу о состоянии окружающей среды в Российской Федерации.
Наиболее загрязнённые города: а) мира, б) России, в) своего региона. Примеры
критических для здоровья населения ситуаций, вызванных загрязнением атмосферы.
Влияние циклонального и антициклонального режима на экологическую ситуацию в
городе. Образование смога. Учёт розы ветров при строительстве предприятий, городов,
размещении дачных участков. Влияние различных отраслей хозяйства на характер
заболеваемости населения.
Тема 2. Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека (4 ч)
Химическое загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения: промышленность,
транспорт, сельское и коммунальное хозяйство. 
Раздел 4. Экологическая безопасность (8 ч)
Тема 1. Экология в быту (6 ч)
Источники экологической опасности в быту. Микроклимат в быту. Микроклимат в
квартире. Материалы, используемые для обустройства квартиры сточки зрения влияния
на здоровье. Обращение с бытовыми химическими веществами.
Тема 2. Растения и здоровье человека (2 ч)
Оздоравливающая роль леса. Влияние различных видов растений на состав воздуха,
микроклимат и здоровье человека. Рекреационные ресурсы. Охраняемые природные
территории. Их влияние на состояние окружающей среды и здоровье людей. Роль
зеленых насаждений в городе. Растения – фильтры и накопители вредных веществ.
Растения – индикаторы состояния среды. Лекарственные растения: правила сбора,
10 экологически безопасные места сбора, применение.

Цели программы

Изучить причинно-следственные закономерности изменений в окружающей
среде, содействовать развитию у обучающихся способностей: анализировать, выделять
главное, делать выводы, обобщать, создавать и реализовывать проекты.

Результат программы

В результате освоения образовательной программы у обучающихся будут
сформированы:
1. знание о современных методах исследования в области биологии, химии,
экологии; их практическое и нравственно-этическое значение;
2. знание о действиях человека в условиях критических экологических ситуаций;
3. знание о влиянии естественной среды на здоровье человека (например,
геохимических особенностей местности, качестве питьевой воды,
запылённости атмосферы и т.п.); об оздоровляющем влиянии природных
компонентов (растений, рекреационных ресурсов и т.п);
4. экологическое сознание, знание основ здорового образа жизни.
В результате освоения образовательной программы у обучающихся будут сформированы:
1. умение использования современных технологий сбора и обработки
экспериментальных данных;
2. умение выполнения практических работ под руководством учителя;
3. умение работы в соответствии с поставленной задачей проводимого исследования;
4. умение участия в совместной, индивидуальной, проектной деятельности;
5. умения наблюдать, сравнивать, характеризовать изучаемые объекты,
устанавливать взаимосвязь между исследуемыми компонентами;
6. умение участия в дискуссиях, в научно-практических конференциях;
7. получит возможность научиться прилагать волевые усилия и преодолевать
трудности на пути к достижению цели.
В результате освоения образовательной программы обучающиеся смогут
(самостоятельно):
1. осуществлять сравнение естественнонаучных и социо-гуманитарных
подходов современной науки к рассмотрению человека, природы и
общества;
2. приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на
природу;
3. обобщать понятия и характеризовать систему взглядов человека на природу и
8
место в ней самого человека; выдвигать гипотезы, ставить проблему, аргументировать ее
актуальность, ставить цель, задачи исследования, пути решения проблемы, создавать
презентации, буклеты, организовывать выставки.

Особые условия проведения

Кабинет биологии и экологии, практические работы с биологическим материалом

Материально-техническая база

Кабинет биологии