«Юный химик»

   Новизна программы состоит в личностно-ориентированном обучении.

Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все

условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей.

Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при

которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и

интеллектуальные способности при решении поставленных задач.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического

навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в

жизни сведений о веществах. В этом отношении работа дополнительного

объединения будет частью общей работы школы по профессиональной

ориентации учащихся.

   Базой для занятий является материальная база химического кабинета

школы. Но изучать на его занятиях предлагается вещества, которые имеются

у нас на кухне и в ванной комнате, на садовом участке, в продуктовом и

хозяйственном магазинах, в аптеке и на берегу реки. Поэтому серьёзных

проблем с приобретением большинства «реактивов» не возникнет.

преподаватели

Митичкина Светлана Анатольевна, учитель химии , высшей квалификационной категории

Содержание программы

Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии и химической лаборатории. План работы кружка на год. Техника безопасности. Экскурсия по аптечке. Лекарства и витамины. Спиртовой раствор йода, его биологическое и фармакологическое значение. Отработка навыков оказания первой помощи при отравлении бытовыми химикатами. Химические процессы на кухне. Микроорганизмы, вызывающие брожение.

Искусственная пища. Пищевые добавки. Особенности профессии химика технолога пищевой ромышленности. История моющих средств. Мыло. Отбеливатели. СМС. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины.Влияние растворителей на материалы. Особенности профессии химика-технолога. Удаление ржавчины, жирных пятен, пятен от кофе, чая, мазута. Изучение влияния на моющее действие мыла жесткой воды, воды с повышенной кислотностью щелочностью.Приготовление раствора удобрения нужной концентрации. Приготовление растворов солей для выращивания растений на питательном растворе.

Исследование влияния удобрений на рост растений. Техника выполнения операций химического анализа Изучение техники гравиметрического анализа.Изучение техники объёмного анализа. Подготовка к операциям химического анализа лабораторной посуды и оборудования. Виды химической посуды по назначению и способам в подготовки. Мытьё, калибровка, сушка химической посуды, подготовка поглощающих устройств. Подготовка реактивов к лабораторному анализу.  Очистка реактивов фильтрованием, сушка, перекристаллизация и перегонка реактивов. Приготовление точных растворов из навески. Отработка техники лабораторного анализа на примере простейшего анализа водопроводной воды. Определение физических и органолептических характеристик, а также жесткости и взвешенного вещества в водопроводной воде.Определение цветности, прозрачности воды, оптическим методом. Определение молекулярной формулы вещества по известным массовым долям элементов веществ. Химические элементы в организме человека и окружающей среды

Содержание химических элементов в природной среде понятие макро-,микро- и ультра микро элементов. Биологическая активность отдельных химических элементов. Содержание металлов в организме человека и их влияние. Наиболее известные яды (цианистый калий, синильная кислота, ртуть, свинец, таллий). Составление схем биогеохимических круговоротов важнейших биогенных элементов: углерода, азота, кремния, фосфора. Судьбы химических элементов и молекул.  Химический мониторинг окружающей среды. Гидросфера. Вода, которую мы пьём. Гидросфера. Распределение вод гидросферы, его значение в сохранении природного равновесия. Вода – универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод.  Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.Практика.Анализ водопроводной и технической воды. Отбор проб воды и их консервация. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования. Определение качества работы различных фильтров.

Экологическая безопасность нашей пищи. Пища, которую мы едим. Эти загадочные «Е». Пищевые добавки. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Почва, как источник загрязнения пищевых продуктов. Основные виды загрязнения почвы, а также воздействие этих веществ на организм человека. Химические загрязнители почвы: пестициды, тяжёлые металлы. Сравнительная характеристика различных поколений пестицидов.Определение кислотности почвы. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим.  Атмосфера. Химический состав атмосферы понятие макро и микро элементов атмосферы, химические процессы в атмосфере: превращения озона, образование кислотных дождей. Понятие о ПДК веществ в атмосфере. Методы, применяемые для определения загрязняющих веществ в атмосфере.Измерение уровня радиоактивного загрязнения помещения. Химия и медицина. Самые простые из лекарств. Перманганат калия. История открытия. Физические свойства.  Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия. Пероксид водорода,история открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства.Применение в медицине: кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство. Иод: история открытия, строение, физические и химические свойства, применение. Борная кислота, борный спирт, антисептическая активность. Активированный уголь.Приготовление раствора хлорида кальция с заданной массовой долей. «Жидкий хамелеон». Понятие об органических веществах, отличие от неорганических. Аспирин, физические свойства, история получения, применение.  Антибиотики. Меры первой помощи при отравлении. 

Цели программы

развивать мышление, формируя и поддерживая

интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать

формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной

жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

Результат программы

Личностные результаты:

– в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за химическую

науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и

самооценка;

– в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей

образовательной траектории;

– в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация

учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

– владение универсальными естественно-научными способами деятельности:

наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение

основных методов познания;

– умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их

реализации;

– умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства

реализации цели и применять их на практике;

– использование различных источников для получения химической

информации.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

– давать определения изученных понятий;

– описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные

эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык

химии;

– классифицировать изученные объекты и явления;

– делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических

закономерностей;

– структурировать изученный материал и химическую информацию,

полученную из других источников;

В ценностно-ориентационной сфере:

– анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и

производственной деятельности человека;

– разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь компонентов

живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;

– строить свое поведение в соответствии с принципами бережного

отношения к природе.

В трудовой сфере:

– планировать и проводить химический эксперимент;

– использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами,

описанными в инструкциях по применению.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

– оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,

связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Особые условия проведения

допускаются к занятиям учащиеся без аллергических реакций на любые реагенты, для обучения необходимо иметь тетрадь 48 листов, карандаши , ручка, ластик, клей-карандаш.

Материально-техническая база

Лабораторное оборудование(реактивы и химическая посуда)

Халат, перчатки, защитные очки.

Пособие:Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. «Введение в химию. Мир глазами химика», 7 класс Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – Москва, «Владос», 2003.

8. DVD – фильмы "Занимательная химия".

Интернет ресурсы:

http://www.alhimik.ru

http://www.XuMuK.ru

http://www.chemistry.narod.ru/

http://it-n.ru/

http://school.edu.ru/