Шахматы

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен не только обучающимся средних классов, но и младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Одним из главных преимуществ преподавания шахмат детям с ограниченными возможностями здоровья является выработка ими интеллектуальной выносливости через эти занятия, что помогает сохранять внимание в течение целого урока при обучении в школе.

преподаватели

Грязева Татьяна Борисовна

 

Расписание

Занятие проводиться 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут).

Содержание программы

  • Введение. Инструктаж по технике безопасности. Теория. Знакомство детей с педагогом, проведение инструктажа по технике безопасности. Практика. Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом), где будут проходить учебные занятия.
  • Шахматная доска. Теория. Шахматная доска вертикали, горизонтали диагонали, обозначения полей. Начальное положение фигур. Проведение бесед об история становления шахмат, истории борьбы за первенство мира. Практика. Проведение викторин по истории шахмат и шахматной доске.
  • Правила передвижения фигур. Теория. О ходах фигур и о поле под ударом. Практика. Упражнения по шахматной нотации и правилам передвижения фигур. Упражнения по ходам фигур и о поле под ударом.
  • Ситуации в шахматах. Теория. Проведение бесед о средствах вынуждения в шахматной партии, иллюстрация правил игры в тактических позициях. Практика. Проведение конкурсов решения этюдов, задач и поиска лучших вариантов игры в позициях с тактическим содержанием, тренировочные игры.
  • Соревнования. Практика. Практика. Проведение соревнований. Теория. Разбор партий.

Цели программы

Творческое и интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игры в шахматы.

Особые условия проведения

Для успешного усвоения материала программы дети должны, в первую очередь, обладать следующими возрастными особенностями: они должны быть в состоянии овладеть элементарной арифметикой (сложение и вычитание до 20), суметь поставить целевую задачу и настойчиво стремиться её выполнить, а также должны обладать достаточной интеллектуальной выносливостью, чтобы добиваться требуемых программой спортивных и творческих результатов в шахматах.

Материально-техническая база

  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
  • шахматные часы – 2 штуки;
  • словарь шахматных терминов;
  • комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.

Стоимость

Бюджет (сертификат ПФ ДОД)

Видео