«Ступеньки к школе» (стартовый уровень)

Программа ориентирована – на овладение детьми навыками чтения, на развитие у обучающихся математических способностей, на повышение уровня готовности обучающихся к школе, развитие личности ребёнка в единстве образования, интеллектуального развития, духовно-нравственного, патриотического воспитания, укрепления психического и физического здоровья обучающихся.

В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

Ведущая идея программы «Ступеньки к школе» состоит в интеграции.

В результате интеграции формируется целостная картина мира, которая будет способствовать усилению мотивации к продуктивной, игровой и познавательной деятельности, формированию социального опыта ребёнка. Гибкое содержание программы, подбор и использование инновационных педагогических технологий способствует развитию личностно значимому и осмысленному восприятию изучаемого материала, обеспечивает современное становление стартовой готовности к обучению в школе, помогает сформировать предпосылки учебной мотивации и адаптации в школе.

Усвоение программы – важное средство развития речи, фонематического слуха, фактор умственного развития ребёнка. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся, сотворчество педагога и ребёнка, сочетание обучения с воспитанием способствуют развитию интереса и способностей к чтению.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни. В багаже знаний современного первоклассника часто востребован навык чтения, математические способности. Именно это и явилась толчком к разработке данной программы.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования и является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Необходимость более раннего обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребёнка. Актуальность программы также определяется запросом со стороны детей и родителей. Каждый ребёнок хочет узнать буквы, научиться читать, развивать математические способности.  Родители же заинтересованы в том, чтобы их ребёнка научили правильно читать, считать.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, уточнению значения слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Педагоги

Кускова Любовь Николаевна - педагог 1 кв. категории.

Образование: Высшее образование (специалитет, магистратура)
ГОУ ВПО "Московский государственный областной социально-гуманитарный институт"
Направление подготовки и (или) специальность –"Педагогика и методика дошкольного образования" с дополнительной специальностью "Дошкольная педагогика и психология"
Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:
1) Курс "Менеджмент в образовании"
АНО ДПО "Учебный центр "Квалификация"
часов – 1200, год окончания 2016
2) Курс "Поликультурное воспитание и развитие обучающихся в условиях образовательной организации"
МБУ ДПО "Учебно-методический центр "Коломна"
часов – 36, год окончания 2019
3)Курс "Воспитание и развитие в условиях современной общеобразовательной организации"
МБУ ДПО "Учебно-методический центр "Коломна"
часов – 36, год окончания 2019
Стаж работы – 28 лет 9 дней ( на 01.04.2020 )
Педагогический стаж – 20 лет 0 месяцев 24 дней ( на 01.04.2020 )
Стаж по специальности – 20 лет 0 месяцев 24 дней ( на 01.04.2020 )

За время работы награждена Почетной грамотой Управления системой образования администрации Луховицкого муниципального ра

Содержание программы

Содержание изучаемого курса.

Раздел 1 Вводный. Ознакомительный.

1.1Вводная часть – 2 часа (теория −30 мин, практика −1 час 30 мин)

Инструктаж по технике безопасности. Опасные места в помещениях (окна, двери, розетки, лестницы). Пожарная безопасность. Правила дорожного движения. Телефоны экстренных служб.

- Введение в образовательную программу: "Ступеньки к школе«.

1.2. Начальная диагностика. 2 часа (теория −30 мин, практика −1 час 30 мин)

1. Начальная диагностика. Счет предметов. Понятия больше/меньше. Путешествие по станциям страны «Знаний»: Счет предметов. Понятия больше, меньше.

2.Начальная диагностика. Знакомство с буквами. Чтение букв, таблицы.

Путешествие по станциям страны «Знаний»: пустыня звуков, болото слогов, море слов. Выполнение практических заданий – найти в буквенной таблице буквы, которые вы хорошо знаете, провести дорожки от буквы к картинке, напечатай слова, которые умеешь, раскрась лишний предмет и объясни свой выбор.

Раздел 2. Ознакомление с числами, цифрами. Ознакомление с буквами и слогами.

2.1 2 часа 2 часа (теория −30 мин, практика −1 час 30 мин)

1Число2. Состав числа 2. Принцип построения натурального ряда чисел. Математические знаки +,-, =. Счёт предметов, картинок, раздаточного математического материала.

2. Гласные и согласные буквы. Знакомство с буквами.. Характеристика буквы (гласная, согласная). Обведение и закрашивание контуров буквы. Рисование недостающих деталей букв.. Придумывание слов на указанную букву. Найти букву в буквенном ряду.

2.2 2 часа 2 часа (теория −30 мин, практика −1 час 30 мин)

 

1 Понятия «больше», «меньше», «равно»; «час», «минут», «секунда. Знаки сравнения. Состав числа 2.

2Гласные и согласные буквы. Знакомство с буквами.. Характеристика буквы (гласная, согласная). Обведение и закрашивание контуров буквы. Рисование недостающих деталей букв.. Придумывание слов на указанную букву. Найти букву в буквенном ряду.

1.3 2 часа (теория −30 мин, практика −1 час 30 мин)

1. Закрепление понятий «больше», «меньше». Обучение работе по инструкции. Знакомство с днями недели.

2. Твердые и мягкие согласные. Характеристика буквы. Обведение и закрашивание контуров буквы. Рисование недостающих деталей букв.. Придумывание слов на указанную букву. Найти букву в буквенном ряду.

1.4 2 часа (теория −30 мин, практика −1 час 30 мин)

1.Число и цифра 3. Понятия: «целое», половина «целого», «деление пополам»; «раньше», «позже»; «сегодня», «вчера», «завтра», «позавчера», "послезавтра".

2 Твердые и мягкие согласные. Характеристика буквы. Обведение и закрашивание контуров буквы. Рисование недостающих деталей букв.. Придумывание слов на указанную букву. Найти букву в буквенном ряду. Игры с буквами: "Дорожки от буквы к картинке.

1.5 2 часа (теория −30 мин, практика −1 час 30 мин)

1 Состав числа 3. Решение задач. Деление на 3 части. Дни недели.

2 Печатание. Диктант букв. Придумывание слов на указанную букву. Напиши букву. Игры с буквами: «Дорожки от буквы к картинке.

1.6 2 часа (теория −30 мин, практика −1 час 30 мин)

1 Решение задач. Понятия: «раньше», «позже», «впереди», «позади», «внутри», «снаружи». Логическая игра: сравнение групп предметов.

2 Диктант букв. Печатание. Придумывание слов на указанную букву. Напиши букву. Игры с буквами: «Дорожки от буквы к картинке.

1.7 2 часа (теория 30 мин, практика −1 час 30 мин)

1 Число и цифра 4. Состав числа 4. Тема: Решение задач. Логические задачи. Шар, круг и овал. цифрой 4. Шар. Круг. Овал

2 Слоги-слияния. Чтение слогов. Техника образования слога-слияния. Придумывание слов на указанный слог. Напиши слоги. Игры со слогами: «Найди подходящую картинку», «Придумай слова», «Закрой окошки», «Дорожки от слога к картинке. Печатание слогов.

1.8 2 часа (теория −30 мин, практика −1 час 30 мин)

1 Углы тупые, прямые и острые. Измерение веса, объема. Задачи на измерение. Объяснение техники выполнения заданий. Понятия «тупые» и «острые» углы.

2 Слоги-слияния. Чтение слогов. Техника образования слога-слияния. Придумывание слов на указанный слог. Напиши слоги. Игры со слогами: «Найди подходящую картинку», «Придумай слова», «Закрой окошки», «Дорожки от слога к картинке. Печатание слогов.

1.9 2 часа (теория −30 мин, практика −1 час 30 мин)

1: Состав числа 4. Решение задач. Деление целого на 4 части. Четверть. Закрепление изученного. Промежуточная диагностика.

2 Открытые слоги и закрытые слоги. Придумывание слов на указанный слог. Напиши слоги. Игры со слогами: «Найди подходящую картинку», «Придумай слова», «Закрой окошки», «Дорожки от слога к картинке. Печатание слогов.

 

 

Цели программы

Цель направления программы « Обучение чтению»:

Создание условий для осмысленного и осознанного чтения

Задачи программы.

Личностные:

• формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье обучающихся;

• приучать обучающихся активно общаться со сверстниками и продуктивно с ними сотрудничать;

• формировать навыки социального поведения, обеспечивать адаптацию обучающихся к жизни в социуме;

• воспитывать культуру речи, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания;

• воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Метапредметные:

• развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;

• развивать интерес  и способность к чтению;

• развивать мотивацию и потребность к получению знаний;

• развивать умение работать по шести единицам речи: звук, буква, слог, слово, предложение, текст;

• развивать образное и вариативное мышление, творческие способности;

• развивать активность, ответственность, самостоятельность.

Образовательные (предметные):

• познакомить с буквами русского алфавита;

• учить соотносить звук и букву;

• обучать сознательному, правильному и плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;

 • учить читать предложения, понимать смысл прочитанного, ориентироваться в книге;

• формировать первоначальный навык чтения;

• упражнять в печатании букв, слогов и слов.

Цель направления программы  «Математика»:  развитие математических способностей.

Задачи программы.

 

Личностные:

• создавать в объединении атмосферу гуманного и доброжелательного отношения между обучающимися, обогащать их нравственный опыт;

• приучать обучающихся активно общаться со сверстниками и продуктивно с ними сотрудничать, формировать коммуникативные и творческие способности;

• формировать навыки социального поведения, обеспечивать адаптацию обучающихся к жизни в социуме;

• воспитывать стремление и желание узнавать новое;

• выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, видеть себя глазами окружающих;

• обеспечивать эмоциональное благополучие, вызывающее положительное отношение к занятиям, к школе.

Метапредметные:

• формировать представления обучающихся о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве;

• обогащать словарь обучающихся математической терминологией;

• развивать зрительную и слуховую память;

• развивать умение устанавливать соответствие между предметами с целью выделения математических признаков;

• развивать образное и вариативное мышление, познавательную активность;

• способствовать овладению детьми мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

• развивать активность, ответственность, самостоятельность.

Образовательные (предметные):

• формировать представления о числе и количестве;

• совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта;

• учить устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

• формировать общие представления о сложении и вычитании чисел в пределах 10;

• знакомить с составом числа первого и второго десятка;

• учить решать придумывать задачи по рисункам, решать их и записывать решение задачи;

• обобщить знания обучающихся о геометрических фигурах;

Результат программы

Планируемые результаты по программе обучение чтению.

По прохождении полного курса обучения у обучающихся будут сформированы компетентности:

• Будут знать: все буквы русского алфавита, графическое обозначение каждой буквы. Знать, что буквы бывают гласными (10) и согласными (21). Знать    термины и понятия: буква (гласная, согласная), слог, слово, предложение, текст. Знать, что в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак и от этого меняется интонация при чтении предложения. Знать правила работы с книгой, правила поведения в учреждении и на занятиях.

• Будут уметь: находить изученные буквы в буквенной таблице, дописывать недостающие детали букв, ориентироваться в звукобуквенной системе языка.  Плавно читать слова, предложения, небольшие тексты, понимать смысл прочитанного, произвольно регулировать темп, силу голоса речевое дыхание. Уметь соотносить прочитанное слово с предметом, прочитанное предложение с соответствующей картинкой. Печатать слоги, слова, соблюдать правила печатания предложений.

• Будут иметь представление: о механизме слияния букв в слоги, а слогов в слова.

• Расширят представления о пользе чтения для человека.

• Овладеют универсальными предпосылками учебной деятельности: понимать предложенные задания и самостоятельно их выполнять, под руководством педагога осуществлять самоконтроль и самооценку, планировать свои действия на достижение поставленной цели.

• Научатся: работать с книгой, тетрадью, раздаточными карточками, самостоятельно выполнять практические задания, бережно относиться к учебным пособиям.

• Будет сформировано: желание узнавать новое, организованное поведение на занятии, усидчивость, самостоятельность.

• Компетентность «жить вместе». Желание  вместе играть в развивающие игры, имеющиеся в объединении. Дружно выполнять задания парами и микро группами. Осуществлять взаимопомощь и взаимовыручку.

Планируемые результаты.

По прохождении полного курса обучения у обучающихся будут сформированы компетентности: знать, уметь, жить вместе, овладеют и другими навыками и умениями:

• Будут знать: все цифры, устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой, порядковый и количественный счёт предметов.

• Будут уметь: писать цифры и математические знаки в тетради в клетку, сравнивать группы предметов по количеству, различать и называть до 7 геометрических фигур, согласовывать при счёте существительное и числительное, ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, решать примеры на основе знаний состава числа.

• Овладеют понятиями: «больше», «меньше», «равно», «последующее» и «предыдущее» числа, пространственными понятиями – вверху, внизу, между, справа, слева.

• Расширят представления: о составе числа до 10, о временных понятиях: времена года, месяцы, дни недели, календарь.

• Получат навыки: выполнения самостоятельных заданий на карточках и в тетрадях, самостоятельно формулировать учебные задачи, пользоваться линейкой.

Особые условия проведения

Наличие преоктора и экрана в классе. Для обучающихся особых навыков не требуется.

Материально-техническая база

Характеристика помещения:

Занятия проводятся в кабинете № 3 МБУ ДО «ЦВР».

В кабинете располагаются:

·        столы ученические двухместные (15);

·        стулья ученические (30);

·        стол учительский (1);

·        стул учительский (1);

·        шкаф для пособий и оборудования (1);

Материалы, необходимые для реализации программы.

Демонстрационный и раздаточный материал:

·        конверты с цифрами;

·        схемы слов ,слогов и звуков (крас­ные, синие, зеленые кружки) для каждого;

·        звуковые линейки для каждого обучающегося ;

·        наборы карточек-лото по различным темам.

·        разрезные азбуки;

·        магнитные буквы и цифры;

·        магнитная доска;

·        наборное полотно; печатные буквы большого формата;

·        зрительные символы на фронтальной стене помещения для проведения зри­тельной гимнастики (это могут быть 4 яркие предметные картинки большого формата или  игрушки, расположенные у левого и правого края фронтальной стены, у верхнего и нижнего ее края, зрительные символы время от времени меняются).

Информационное обеспечение:

·        компьютер(1);

·        экран (1);

·        проектор (1);

·        принтер (1);

·        информационный стенд (1);

·        доска для информации (1);

·        магнитная доска (1);