«Школа будущего первоклассника» (стартовый уровень)

Программа ориентирована на развитие у обучающихся математических способностей и навыков слогового чтения, последовательного, логического рассуждения, связанных с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах, а также развитию и укреплению мелкой моторики руки.

Структура занятий поможет обучающимся овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности, поможет усвоить основные пространственные ориентиры, развить внимание, зрительную память, аккуратность, будет способствовать развитию логического мышления, творческой активности обучающихся и укреплению мелких мышц кистей рук, научит их сравнивать, анализировать, рассуждать.

Программа создаёт предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

 Ведущая идея программы предполагает не столько прямое обучение математике и чтению, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, (человек – человек), обеспечивает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе, упор делается прежде всего на развитие интереса к чтению, логического и образного мышления, воображения, творческих способностей, стремления к постоянному узнаванию нового, потребности к «умным» играм. Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы, загадки, пословицы, исследовательская и проектная деятельность мотивируют обучающихся, направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

 Актуальность программы. Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни. В багаже знаний современного первоклассника часто востребованы навыки чтения и осознанного счёта. Именно востребованность данных навыков и явилась толчком к разработке данной программы.

Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и  родителей. Каждый ребёнок хочет узнать буквы, научиться читать и считать. Родители же заинтересованы в том, чтобы их ребёнка научили правильно читать. Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Программа позволяет реализовать безопасное для здоровья ребёнка обучение чтению. Причём такому чтению, которое бы не только давало ребёнку механизм техники чтения, но и рождало у него интерес и устойчивое желание читать и любить книгу.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, уточнению значения слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Дошкольная математическая подготовка, сориентированная на формирование счётных умений, развивает лишь механическую память обучающихся. Между тем в школе ученик с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или и иной учебный материал, он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, видеть определённые закономерности или нарушения, предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и оценивать варианты ответов других учащихся, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Педагоги

Программа реализуется педагогом дополнительного образования Хлебниковой К.А. студенткой Московского государственного областного университета (МГОУ).

Содержание программы

Модуль № 1. Ознакомительный «Буквы и цифры вокруг нас» – 32 часа.

Долгосрочный исследовательский проект "Лес – наше богатство«.

Вводная часть – 2 часа (теория – 1 час, практика – 1 час).

Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Рассказ педагога о безопасном поведении на занятиях, в коридорах, в раздевалке, на лестничной площадке.

Практика: Рассказ обучающихся о пожарной и дорожной безопасности по сюжетным картинкам, дидактическая игра «Собери картинку». Обсуждение дорожных ситуаций.

Введение в образовательную программу.

Теория: Рассказ педагога о программе, школе «Семи Гномов», знакомство с Лунтиком и его друзьями, просмотр презентации. Инструкция по выполнению практических заданий от Лунтика.

Практика: Выполнение заданий по карточкам – «Найди отличия», «Что сначала, что потом?», «Составь узор по образцу», "Лабиринт«.

Начальная (вводная) диагностика: «Что мы знаем, что умеем?» 2 часа

(теория – 1 час, практика – 1 час).

Теория: Порядковый и количественный счёт, ориентировка в пространстве и во времени, знание букв, активный словарь обучающихся – фронтальный опрос.

Практика: работа по карточкам – «Сосчитать предметы, обозначить количество цифрой», «Копирование по точкам», «Раскрасить лишний предмет», магические квадраты.

Читаем и считаем –16 часов (теория – 6 часов, практика – 10 часов).

Порядковый и количественный счёт. Звуки и буквы.

Теория: Знакомство с понятиями: числовой ряд, звук, буква, отличие порядкового и количественного счёта, звука и буквы.

Практика: Счёт предметов, картинок, раздаточного математического материала. Игры и игровые упражнения: «Цепочка», "Где спрятана игрушка?",

"Сосчитай предметы«, «Игра в поручения», «Что изменилось?». Счёт на слух. Последующее и предыдущее число, чтение буквенной таблицы, печатание.

Игра по ПДД "Три сигнала светофора«.

Сравнение чисел. Слоги слияния.

Теория: Знакомство со знаками: больше, меньше, равно, элементами букв.

Практика: «Закрой окошки», «Поставь нужный знак», "Найди ошибки«.

Исследовательская деятельность по теме проекта «Лес – наше богатство»: растения леса, части растений, игры со счётными палочками – макет леса.

Примеры на сложение. Слово и слог.

Теория: Чтение примеров, знаки плюс, минус, равно, поняия слог и слово.

Практика: Работа с образцом написания цифр (отметить звёздочкой начала написания цифры), письмо цифр по точкам. Игровые упражнения:

"Обозначить цифрой количество предметов", "Покажи нужную цифру",

"Подбери нужную цифру«, «Домино», «Весёлый счёт». Выкладывание числового ряда. Чтение слоговой таблицы, слов-слогов, двухсложных слов,

"дорожки" от слова к картинке.

Исследовательская деятельность по теме проекта: «Лес – наше богатство» – как человек использует лес.

Итоговое занятие: "В стране цифр и букв«.

Цель: Закрепить знания и умения обучающих в счёте предметов, решении примеров, чтении слогов и слов.

Игры числами и буквами: «Место в числовом ряду», "Найди игрушку",

"Закрой окошки«, реши примеры «Путаница», "Какая буква пропала?«.

Прямой и обратный счёт, поставить знаки в окошко, найти ошибки, расположить предметы по порядку, логические задачи, определи место в числовом ряду, «дорожки», «Закрой окошки», тренинг по чтению слогов и слов.

Новые открытия в математике и чтении – 8 часов (теория – 2 часа, практика – 6 часов).

Ориентировка в пространстве и во времени. Слоги слияния.

Теория: Понятия: «верхний левый, правый угол», «нижний левый, правый угол», «центр-середина», выше-ниже, слева-справа, впереди-позади, времена года, месяцы, дни недели, части суток, техника образования слога-слияния.

Практика: Игры: «Когда это бывает?», "Что перепутал художник?",

"Наоборот«. Игры и игровые упражнения: «Нарисуй предмет, где укажу», работа с кассой букв, чтение слоговой таблицы, игры со слогами: «Найди подходящую картинку», «Придумай слова на определённый слог», «Проведи дорожки от слога к картинке», «Расскажи, где находится предмет», магические квадраты, штриховка, копирование по точкам, по клеткам, графический диктант.

ПДД: Игра малой подвижности "Наши помощники на дорогах".

Форма и величина. Слоги и слова.

Теория: Новые геометрические фигуры: трапеция, пятиугольник, многоугольник, элементы геометрических фигур, понятия слог и слово, отличие слога от слова.

Практика: Рисование геометрических фигур по трафаретам, дорисовать фигуры, выкладывание фигур из счётных палочек. Логические задания на группировку и вычленение лишних фигур. Называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы). Чтение слов по индивидуальным карточкам, карточкам-картинкам. Игровые упражнения:

"Превращения« – касса букв, «Собери слово» – карточки-картинки, "Буква заблудилась".

 

Цели программы

Цель программы:

Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитание эстетически развитого и эмоционального читателя. Интеллектуальное развитие обучающихся в процессе формирования математических представлений.

 Задачи программы.

 Личностные:

·        формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье обучающихся;

·        формировать навыки социального поведения, обеспечивать адаптацию обучающихся к жизни в социуме;

·        воспитывать культуру речи, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания;

·        воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

·        воспитывать стремление и желание узнавать новое;

·        приучать обучающихся активно общаться со сверстниками и продуктивно с ними сотрудничать;

·        выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, видеть себя глазами окружающих;

·        обеспечивать  эмоциональное  благополучие, вызывающее положительное отношение к занятиям, к школе.

 Метапредметные:

·        развивать учебную мотивацию и интерес к получению новых знаний;

·        развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний;

·        развивать интерес и способность к чтению;

·        развивать умение работать по шести единицам речи: звук, буква, слог, слово, предложение, текст;

·        формировать представления обучающихся о числе, форме,       величине, ориентировке во времени и пространстве;

·        обогащать словарь обучающихся математической терминологией;

·        развивать мотивацию и потребность к получению знаний;

·        развивать образное и вариативное мышление, творческие способности;

·        развивать активность, ответственность, самостоятельность.

 Образовательные (предметные):

·        познакомить с буквами русского алфавита;

·        учить соотносить звук и букву;

·        обучать сознательному, правильному и плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;

·        учить читать предложения, понимать смысл прочитанного, ориентироваться в книге;

·        формировать представления о числе и количестве;

·        учить устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

·        формировать общие представления о сложении и вычитании чисел в пределах 10;

·        знакомить с составом числа первого десятка;

·        способствовать овладению детьми мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

·        развивать активность, ответственность, самостоятельность.

Результат программы

Планируемые результаты. По прохождении полного курса обучения у обучающихся будут сформированы компетентности: знать, уметь, жить вместе, овладеют и другими навыками и умениями:

Будут знать: все цифры, устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой, порядковый и количественный счёт предметов, все буквы русского алфавита, графическое обозначение каждой буквы. Знать, что буквы бывают гласными (10) и согласными (21). Знать термины и понятия: буква (гласная, согласная), слог, слово, предложение, текст. Знать, что в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак и от этого меняется интонация при чтении предложения. Знать правила работы с книгой, правила поведения в учреждении и на занятиях.

Будут уметь: писать цифры и математические знаки в тетради в клетку, сравнивать группы предметов по количеству, различать и называть до 7 геометрических фигур, согласовывать при счёте существительное и числительное, ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, решать примеры на основе знаний состава числа.

Находить изученные буквы в буквенной таблице, дописывать недостающие детали букв, ориентироваться в звуко-буквенной системе языка. Плавно читать слова, предложения, небольшие тексты, понимать смысл прочитанного, произвольно регулировать темп, силу голоса речевое дыхание. Уметь соотносить прочитанное слово с предметом, прочитанное предложение с соответствующей картинкой. Печатать слоги, слова, соблюдать правила печатания предложений.

Овладеют понятиями: больше, меньше, равно, последующее и предыдущее число, звук, буква, слог, слово, предложение, текст.

Расширят представления: о составе числа до 10, о временных понятиях: времена года, месяцы, дни недели, календарь, о пользе чтения для человека.

Получат навыки: выполнения самостоятельных заданий на карточках и в тетрадях, самостоятельно формулировать учебные задачи, пользоваться трафаретом, счётной линейкой.

Научатся: понимать независимость числа от величины, решать математические задачи и записывать их, проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы, работать с книгой, тетрадью, раздаточными карточками, самостоятельно выполнять практические задания, бережно относиться к учебным пособиям.

Будут иметь представление: о механизме слияния букв в слоги, а слогов в слова.

Будут сформированы: навыки прямого и обратного счёта в пределах 20; навыки мыслительных операций (обобщение, классификация, сравнение), организованное поведение на занятии, усидчивость, самостоятельность, желание узнавать новое, организованное поведение на занятии.

Компетентность «жить вместе»: Появится потребность вместе играть в развивающие игры, имеющиеся в объединении. Работать на занятиях парами и в микро группах. Будут развиты чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Овладеют универсальными предпосылками учебной деятельности: понимать предложенные задания и самостоятельно их выполнять, под руководством педагога осуществлять самоконтроль и самооценку, планировать свои действия на достижение поставленной цели.

Особые условия проведения

Наличие сенсорного уголка с развивающими дидактическими пособиями. Наличие в классе интерактивной доски и проектора.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

Характеристика помещения:

В кабинете располагаются:

· столы ученические двухместные (15);

· стулья ученические (30);

· стол учительский (1);

· стул учительский (1);

· шкаф для пособий и оборудования (1);

· ковер на полу для проведения ряда упражнений и заданий в положении «Сидя на пятках», в позе «Лотоса» (1);

· средства пожаротушения (1).

 

Материалы, необходимые для реализации программы.

 

Направление "Развитие речи и чтение«

 

Демонстрационный и раздаточный материал:

 

· Рабочая тетрадь «Школа для дошколят. Развиваем речь» авторы Гаврина С.Е., Щербинина С.В.

· «Тренажер по письму. Вырабатываем автоматические навыки. 700 упражнений» автор Дмитриева В.

· Буквенный веер

· Карточки с буквами

· Индивидуальные файлы с раздаточным материалом для каждого учащегося.

· зрительные символы на фронтальной стене помещения для проведения зри­тельной гимнастики (это могут быть 4 яркие предметные картинки большого формата или 4 игрушки, расположенные у левого и правого края фронтальной стены, у верхнего и нижнего ее края, зрительные символы время от времени меняются).

Информационное обеспечение:

· компьютер(1);

· экран (1);

· проектор (1);

· принтер (1);

· информационный стенд (1);

· доска для информации (1);

· магнитная доска (1);

 

 

Направление "Формирование элементарных математических преставлений«

 

Демонстрационный и раздаточный материал:

 

1.Рабочая тетрадь «Школа для дошколят. Учимся считать» авторы Гаврина С.Е., Щербинина С.В.

2. Рабочая тетрадь «Школа для дошколят. Развиваем логику» авторы Гаврина С.Е., Щербинина С.В.

3. Геометрические фигуры и тела. Дик Николай. Занимательная геометрия

4. Наборы разрезных картинок. Методика «Разрезные картинки». Автор: С. Забрамная.

5. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года. Методика «Разрезные картинки». Автор: С. Забрамная.

6. Полоски, ленты разной длины и ширины.

7. Цифры от 1 до 10.

8. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка др.

9. Магнитная доска.

10. Виктория Здвижкова/Дидактическая игра «Геометрическая мозаика».

11. Счётные палочки.

12. Счётный материал.

13. Карточки в ларчике. Учимся считать до 10. 50 карточек. Учебно-методическое пособие. Автор Цветкова Т.

14. Карточки в ларчике. Учимся считать до 20. 50 карточек. Учебно-методическое пособие. Автор Цветкова Т.

15. Счетный веер

16. Знаки – символы.

17. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.

18. Простой карандаш; набор цветных карандашей.

19. Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

20. Головоломки: «Кубик-рубик», " Лабиринт«, «Сложи узор», " Кубики для всех".

Информационное обеспечение:
· компьютер(1);

· экран (1);

· проектор (1);

· принтер (1);

· информационный стенд (1);

· доска для информации (1);

· магнитная доска (1);

Направление "Оригами"

 

Демонстрационный и раздаточный материал:

 

1. Цветная бумага и белая бумага

2. Клей ПВА

3. Линейка, простой карандаш, ручка, ластик.

4. Набор цветных карандашей

5. Файлы с раздаточным материалом по всем темам программы,

6. Ножницы

7. Маркеры.

Информационное обеспечение:
· компьютер(1);

· экран (1);

· проектор (1);

· принтер (1);

· информационный стенд (1);

· доска для информации (1);

· магнитная доска (1);