«Риторика и общение» (стартовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Риторика и общение» направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, овладение знаниями и навыками в области природы живого слова. По срокам реализации программа рассчитана на 1 год обучения и дает большие возможности для творческого развития детей, предусматривая индивидуальный подход к ребенку.

Актуальность программы– актуальность данной общеразвивающей программы обусловлена тем, что в современном мире низкий уровень культуры речевого общения наблюдается у детей и взрослых, происходит утрата лучших речевых традиций.

Педагоги

Кадровое обеспечение.

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования Абрамова Лидия Вадимовна.

Образование:высшее, ГОУ ВО МО «ГСГУ», 2020 год.

Социально-психологический факультет, практическая психология в образовании.

Повышение квалификации:

Ø "Олигофренопедагогика. Инклюзивное и специальное образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС"

АНО "НИИДПО"

144 часа, 2020 год.

Ø "Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования"

АНО "НИИДПО"

144 часа, 2020 год.

Ø "Игротерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

ГОУ ВО МО "ГСГУ"

144 часа, 2020 год.

Ø "Основы сказкотерапии"

ГОУ ВО МО "ГСГУ"

72 часа, 2020 год.

Курсы:

Ø "Введение в нейрофизиологию обучения. Нейропсихологические основы";

Ø "Создание условий в образовательной организации для реализации адаптированных основных образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Содержание программы

Содержание учебного плана

Содержание учебного плана I Модуля.

Раздел 1. Диагностический.

Занятие № 1.1.

Знакомство с правилами безопасности в учебном кабинете, общеобразовательной программой. Правила пожарной безопасности и поведение на дорогах. Экскурсия по учреждению.

Теория (1 час): Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в учреждении, на занятиях, правила организации рабочего места и гигиена труда. Презентация на тему "Страна "Риторика«"

Практика (1 час): Игры на знакомство «Кто меня позвал», «Круг имен». «Путешествие на волшебном корабле в страну Культура» – знакомство с программой: дети отправляются в путешествие, делая остановки в городах. Города носят названия модулей, улицы носят названия разделов. Вместе с Принцессой Вежливость дети выполняют интересные задания:

-"Попробуй поздороваться, как я"

-"Я прощаюсь так"

и т.д.

Занятие № 1.2.

Диагностика развития культуры речи и этикета.

Теория (1 час): Объяснение правил, инструкций по выполнению тестов

Практика (1 час): Реализация тестирования.

Раздел 2. Общение.

Занятие № 2.1.

Введение в предмет "Риторика«

Теория (0,5 часа): Общее представление о предмете. Правила поведения на занятии, на перемене.

Практика (0,5 часа): логопедическая разминка, игры «Клубочек», "Ветер дует на...".

Занятие № 2.2.

"Коллектив -основа основ"

Теория (0,5 часа): Правила речевого поведения во время знакомства, сопутствующие различные этикетные выражения и знаки. Понятие "познакомиться".

Практика (0,5 часа): логопедическая разминка, пальчиковые игры, игра "Чудесный мешочек".

Занятие № 2.3.

"Вместе – весело"

Теория (0,5 часа): Закрепление ранее изученного материала. Понятие "коллектив, общение"

Практика (0,5 часа): Игры на взаимодействие. Решение проблемных ситуаций.

Занятие № 2.4.

"Что в имени моем?«

Теория (0,5 часа): Подвести к пониманию, что «имена» есть и у предметов, которые окружают нас вокруг.

Практика (0,5 часа): логопедическая разминка, пальчиковые игры, игра "Как зовут героя?".

Занятие № 2.5.

"СЕМЬиЯ«

Теория (0,5 часа): Понятия «семья», «старше», «младше», название членов семьи. Понятие "семейный портрет".

Практика (0,5 часа): логопедическая разминка, пальчиковые игры, отгадывание загадок, составление предложений по картинке про членов семьи. Рисуем семейный портрет.

Занятие № 2.6.

"Волшебница осень«

Теория (0,5 часа): Знакомство со временем года «осень», его признаками и особенностями.

Практика (0,5 часа): Конструирование поделок из подручных материалов

Занятие № 2.7.

"Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей"

Теория (0,5 часа): Закрепление названия мам у детенышей животных, понятие "чистоговорка«.

Практика (0,5 часа): логопедическая разминка, игра «Найди маму», игра на внимание «Найди дорожку к маме». Работа с рассказом Сухомлинского "Моя мама самая красивая".

Занятие № 2.8.

"Беседа-портрет "Сын Земли и Звезд""

Теория (0,5 часа): Рассказ о подвигах космонавтов.

Практика (0,5 часа): Интерактивная игра "Планета Земля".

Занятие № 2.9.

"Дом, в котором я живу"

Теория (0,5 часа): Уточнение названия частей дома. Понятие "домашний адрес«.

Практика (0,5 часа): логопедическая разминка, игра из деталей конструктора «Построй дом», игры на внимание «Отведи детей домой», «Найди два одинаковых дома», «Чем отличаются дома», "Чего не хватает".

Занятие № 2.10.

"Острое словечко колет сердечко«

(Что такое общение?)

Теория (0,5 часа): Знакомство с понятием и видами общения.

Практика (0,5 часа): Применение изученных данных в игровой форме: «Письмо – слово», "Веселый Пантомим".

Компьютерная игра: "Приветствие".

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы:

Цель данной общеразвивающей программы состоит в обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

Задачи:

Личностные:

- воспитывать навыки общения друг с другом, умения организованно заниматься в коллективе, проявлять дружелюбное отношение к товарищам;

- воспитывать аккуратность и бережливость, уважение к обществу и старшему поколению;

воспитывать чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и педагогом;

- воспитание самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному обоснованию принятого решения;

- воспитание потребности в саморазвитии, самореализации.

Метапредметные:

- Развивать качества голоса (тембр, силу, высоту); дикцию, темп речи, дыхание;

- Развитие коммуникативных качеств ребенка;

- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;

- Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

Образовательные (предметные):

- Выявление и развитие речевых способностей детей;

- Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;

- Научить владеть основными элементами правильной точной речи;

- Познакомить детей с нормами русского литературного языка;

- Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;

- Помочь детям усвоить формулы речевого общения;

- Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка.

Результат программы

Планируемые результаты обучения.

В результате обучения предполагается приобретение обучающимися следующих теоретических знаний и практических умений.

Предметные результаты освоения программы

должны знать:

- правила техники безопасности;

- основные понятия о культуре речи;

- иметь представления о интонациях голоса;

- имя прилагательное обозначает признак предмета;

- отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?;

- чем имя прилагательное отличается от существительного и глагола (не называя части речи);

- называть и различать жанры сказок.

должны уметь:

- приветствовать знакомого;

- уметь здороваться и прощаться по нормам, принятым в определенном социуме;

- соблюдать нормы этики и культуры;

- выразительно читать стихи;

- запоминать и воспроизводить, соблюдая знаки препинания, прочитанный ранее текст;

- подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;

- строить связное высказывание, включать в него имя прилагательное;

- целенаправленно слушать учителя, решая поставленную познавательную задачу;

- ориентироваться в книге (на форзацах, в оглавлении, в условных обозначениях, страницах);

- понимать сказочный текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить имена прилагательные, вычленять их, понимать смысл выделенного слова;

- делать выводы по результатам совместной деятельности группы и педагога.

Личностные результаты освоения программы

Должны знать:

- о ценности семьи и общества;

- пользе самостоятельного обучения;

- правила работы в группе и паре.

Должны уметь:

- работать в команде;

- ставить перед собой цель и добиваться её;

- правильно расставлять приоритеты;

- анализировать и интерпретировать данные;

- сотрудничать и устанавливать контакт с одногруппниками;

- находить нетривиальные способы решения в разных образовательных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения программы

Должны знать:

- основные правила подготовки домашнего задания;

- как правильно выстраивать свою деятельность для достижения результата;

- как правильно оценить свои результаты;

Должны уметь:

- логически мыслить при решении задачи;

- творчески подходить к решению любой задачи;

- грамотно выражать свои мысли при защите своей работы;

Особые условия проведения

Наличие интерактивной доски в классе и проектора

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

Характеристика помещения:

Занятия проводятся в учебном кабинете МБУ ДО "ЦВР".

В кабинете располагаются:

столы ученические двухместные (15);
стулья ученические (30);
стол учительский (1);
стул учительский (1);
шкаф для пособий и оборудования (1);
средства пожаротушения (1).
Материалы, необходимые для реализации программы.

Демонстрационный и раздаточный материал:

цифровые ряды для каждого ребенка (9 прямоугольников из разноцветного картона размерами 10×5см);
наборы карточек-лото по различным темам.
· магнитные цифры;

фланелеграф;
наборное полотно; печатные цифры большого формата;
зрительные символы на фронтальной стене помещения для проведения зри­тельной гимнастики (это могут быть 4 яркие предметные картинки большого формата или 4 игрушки, расположенные у левого и правого края фронтальной стены, у верхнего и нижнего ее края, зрительные символы время от времени меняются);
обучающие ассоциативные карты;
обучающие книги;
абакус.
Информационное обеспечение:

компьютер(1);
экран (1);
проектор (1);
принтер (1);
информационный стенд (1);
доска для информации (1);
магнитная доска (1).