Музыка вокруг нас

Фольклорная студия ставит своей основной целью объединение детей разного возраста на основе изучения русской культуры. В процессе изучения программы: – знакомство детей с различными формами народной традиции (песенно-танцевальной); – изучение народных инструментов; – развитие интереса к русской культуре.

преподаватели

Куренёва Татьяна Ивановна

Содержание программы

В основе программы лежит глубокое комплексное изучение и
освоение этнокультурного наследия России – подлинных вокальных, инструментальных,
хореографических фольклорных исполнительских практик. В настоящее время городские
детив большинстве случаев воспитываются в отвлечении от народной традиционной
культуры, основы которой по существу заложены в каждом человеке. К сожалению,
образовательные школы не имеют возможности уделять достаточно внимания этому
компоненту в образовании и развитии детей, домашнее образование часто не компетентно в
данном направлении и сами родители с удовольствием получили бы знания, касающиеся
народной культурной традиции. Учреждения дополнительного образования имеют
возможность развивать и обучать детей соответственно их интересам и индивидуальным
способностям, при этом пользоваться методами обучения,соответствующими направлению
образования. Таким образом, для многих детей появляется возможность проявить себя
именно в той сфере творчества, где они максимально смогут реализовать свой творческий
потенциал. Изучение русской музыкальной фольклорной традиции лежит в основе
настоящей программы не случайно, так как в настоящее время это единственная возможность
познакомить, приобщить, дать возможность детям на высоком уровне освоить образцы
подлинной народной музыкальной культуры. Образование – это и есть та часть современной
культуры, которая ответственна за передачу русского наследия от поколения к поколению.

Цели программы

Цель: приобщение детей к нематериальному культурному наследию русского народа.

Результат программы

Образовательные:
 у воспитанников сформировано целостное представление о русской традиционной культуре;
 знают календарные циклы русской традиционной культуры;
 воспитанниками приобретены знания и умения отличать особенности музыкального
фольклора различных регионов России и разных жанров;
 овладели большим репертуаром аутентичного материала различных жанров (более 300
фольклорныхобразцов);
 научились исполнять образцы фольклора различных календарных циклов (святочный,
масленичный, пасхальный, троицкий и т.д.) в условиях реализации обряда и
концертныхвыступлений;
 приобрели навык исполнения многоголосных песен в составе ансамбля;
 овладели традиционной манерой звукоизвлечения;
 овладели особенностями диалектной речи;
 научились запеватьиподхватыватьпесенныефольклорныеобразцы,вестипесню,
импровизировать во времяпения;
 научились свободно двигаться в условиях традиционной вечёрки, народного гуляния,
массовых мероприятий фольклорныхфестивалей;
 научились отличать различные традиционныенаигрыши;
 научились подпеть припевки поднаигрыши;
 овладели начальными знаниями об особенностях традиционного русского праздничного и
будничного костюма;
 научились расшифровывать этнографические записи;
 получили опыт участия в фольклорных фестивалях иконкурсах.
Личностные:
 сформировано чувство любви, уважения, бережного отношения к народной традиционной
музыкальной культуре России;
 развито чувство коллектива;
 развиты личностные качества такие, как коммуникабельность, дружелюбные, уважение к
старшим, взаимопомощь, воля, терпение, креативность;
 развито уважение к другим народам и культурам;
 сформировано осознание роли каждого человека в причастности к родной традиции,
воспитания в духе народной культуры без отрыва от современности, отражающей
особенности менталитета народа, ориентация на национальные ценности.
Метапредметные:
 развито умение держать свой голос в рамках многоголосия, переходить на другой голос;
 развито умение импровизировать в рамках своего голоса;
6
 развито умение воспроизводить сложные ритмические рисунки;
 сформирована способность запоминать сложные мелодии, длинные тексты;
 приобретен навык умения красиво двигаться одновременно с пением;
 приобретены представления о сценической культуре, сформированы навыки
сценическогоповедения.

Материально-техническая база

Для полноценной реализации программа требует
наличие базы источников: фонда аудио-, видеозаписей, грампластинок, дисков с материалами
по региональным фольклорным традициям, а также дидактические материалы по фольклору
различных регионов России (сборники текстов, методические пособия, мультимедийные
материалы).
Огромное значение в развитии коллектива имеет работа по собственным экспедиционным
аудио- и видеозаписям, а также по материалам фольклорных фестивалей, где происходит живой
опыт непосредственного общения с носителями традиции и другими фольклорными
ансамблями.