ДЮП «Альтернатива»

Направленность программы

Программа «Дружина юных пожарных» по содержанию имеет социальную направленность, по функциональному назначению: учебно-­познавательную, по форме организации - кружковую.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является её вариативность, возможность свободно планировать и связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Образовательные темы предусматривают не только изучение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию творческих способностей, приобретению социального опыта и повышению статуса профессии пожарного, вырабатыванию стойкой гражданской позиции.

Реализация программы проводится по четырём направлениям:

Информационно-разъяснительное: пропаганда пожарной безопасности среди жителей поселения и среди обучающихся школы.

Творческое направление: проведение конкурсов, викторин, акций, выступление агитбригады.

Теоретическое: изучение первичных средств пожаротушения, пожарной техники, противопожарных знаков, способов тушения пожаров.

Практическое: формирование умений правильной эвакуации, умений по оказанию первой помощи.

Программа дает возможность восполнить пробелы в знании пожарной безопасности у обучающихся, позволяет в полной мере раскрыть потенциал и способности к самостоятельной деятельности.

Адресат программы

Программа направлена на детей в возрасте от 12 до 15 лет.

Ребенок в этом возрасте умеет аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут сегодняшним днем. Они не всегда думают о последствиях своих поступков, особенно это касается личной безопасности и безопасности их окружения - особенно в таком возрасте нужно привить ребенку ответственность за пожарную безопасность, так как это касается напрямую жизни и здоровья как самого обучающегося, так и близких его людей.

В этом возрасте дети чувствуют себя взрослыми и сами могут научить других определенным вещам, именно это очень ценное качество при организации агитационных массовых мероприятиях и акциях, где нужно, например, обучить правилам противопожарной безопасности маленьких детей или же обратиться к взрослым людям.

Программа позволит воспитать в детях такие качества как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность, гражданственность, патриотизм.

Целью дополнительной образовательной программы является - привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности, сформировать культуру безопасного поведения, практических навыков и умений по пожарной безопасности.

Задачи:

воспитание личностных качеств обучающихся, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций;

формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;

формирование социального становления личности ребенка, принципов безопасного поведения обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;

создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ

развитие умений ориентироваться в опасных ситуациях;

-способствовать развитию у обучающихся быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения в трудных и опасных ситуациях;

способствовать освоению навыков применения первичных средств пожаротушения; навыков оказания первой помощи

формировать понятийную базу и знания по пожарной безопасности.

Объем и срок освоения программы

Программа ориентирована на обучающихся ступеней основного общего образования; реализуется в объёме 31 часа в год, срок реализации -1 год. Занятия проводятся в разновозрастной группе постоянного состава.

Зачисление в кружок проводится на основании заявления родителей (законных представителей).

Формы обучения

Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, КВНы, тесты, деловые игры, экскурсии. Организуя работу с обучающимися, следует использовать как традиционные формы работы (беседы, лекции, рассказ, групповые, индивидуальные), так и нетрадиционные, в интерактивной форме(интернет-урок, урок- презентация, интерактивная игра),а также практическое занятие, дискуссию, диспут, творческую встречу, где тренируются сообразительность, память, реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества ребёнка.

К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной охраны, медицинских работников.

Обучение по дополнительной программе проводится на русском языке в очной форме.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 час в неделю продолжительностью 45 минут, согласно утверждённого расписания занятий.

 

преподаватели

Борисова Ирина Владимировна, учитель высшей категории.
Педагог дополнительного образования

Соловьёва Виктория Юрьевна, педагог дополнительного образования

Расписание

-

Содержание программы

Содержание программы

Тема 1.

Цели и задачи Дружины юных пожарных. Обязанности и права членов ДЮП.

Форма проведения: беседа.

Тема 2.

Из истории развития пожарной охраны России.

Пожарная охрана России, её история и традиции. История пожарной охраны Нижегородской области. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России.

Формы проведения: урок-презентация, рассказ.

Тема 3.

Основы пожарной безопасности

Причины возникновения пожара. Действия школьников при пожаре. Виды пожаров. Детские шалости с огнем и их последствия. Причины возникновения пожара дома, на улице. Меры предосторожности по недопущению пожара в квартире, доме.

Как действовать при возникновении пожара дома, в школе.

Запомнить нужно твердо нам - пожар не возникает сам.

Действия по предупредительному сигналу «Внимание всем!». Действия при экстремальной эвакуации из здания. Пожарная безопасность в транспорте .Правила безопасности при использовании электрических приборов дома и в нежилых помещениях. Опасности короткого замыкания.

Взрывы. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.

Последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности.

Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причин возникновения пожаров и способов борьбы с ними.

Огонь и человек Первичные средства пожаротушения и их применение

Знаки пожарной безопасности. Пять правил пожарной безопасности. Пожарная техника.

Формы проведения: практикум, брейн-ринг, дидактическая игра, акция, агитбригада, изготовление памятки, буклета.

Тема 4.Оказание первой помощи

Первая помощь при термическом ожоге. Первая помощь при химическом ожоге. Первая помощь при электрических и лучевых ожогах. Простейшие средства защиты органов дыхания. Оказание первой помощи при отравлении угарным газом.

Способы остановки кровотечения. Оказание первой помощи при кровотечениях. Оказание первой помощи при переломах. Способы фиксации конечности.

Формы проведения: акция, практикум, викторина «Умники и умницы»

Тема 5. Пожарная безопасность в природной среде

Чрезвычайные ситуации локального характера. Эвакуация при чрезвычайных ситуациях локального характера. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Эвакуация при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Зоны повышенной пожарной опасности. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. Степной пожар и его последствия. Эвакуация при пожаре из мест массового отдыха и развлечения Люди огненной профессии.

Формы проведения: практикум, акция.

Цели программы

Целью дополнительной образовательной программы является - привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности, сформировать культуру безопасного поведения, практических навыков и умений по пожарной безопасности.

Задачи:

воспитание личностных качеств обучающихся, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций;

формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;

формирование социального становления личности ребенка, принципов безопасного поведения обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;

создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ

развитие умений ориентироваться в опасных ситуациях;

-способствовать развитию у обучающихся быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения в трудных и опасных ситуациях;

способствовать освоению навыков применения первичных средств пожаротушения; навыков оказания первой помощи

формировать понятийную базу и знания по пожарной безопасности.

Результат программы

Планируемые результаты

Требования к знаниям и умениям

Знать:

1.Основные направления и формы работы ДЮП.

2.Основные причины пожаров.

3.Правила поведения при пожаре, правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.

4. Средства пожаротушения.

5.Знаки пожарной безопасности.

Виды пожарной техники.

7.Поражающие факторы, виды травм.

8.Особенности работы пожарных.

9.Способы оказания первой помощи.

Уметь:

1.Эвакуироваться из здания школы, дома, дачи, общественных мест.

2.Пользоваться средствами пожаротушения.

3.Оказывать первую помощь при травмах, ожогах, полученных при пожаре.

4.Вести диалог и разъяснительную работу среди школьников и населения.

5.Проявлять творчество и инициативу.

 

Личностные результаты:

осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать;

аргументированно оценивать свои и чужие поступки;

работать в группе;

привитие чувства коллективизма;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, практической, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

вести диалог и выслушивать мнение другого;

находит достоверные сведения в различных источниках информации;

обобщать информацию и делать выводы;

строить логические цепочки;

оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях;

организовывать свою практическую деятельность в совершенствовании знаний правил безопасного поведения в ЧС.

Предметные результаты:

знание правил противопожарной безопасности в общеобразовательном учреждении;

основные направления, формы и методы работы ДЮП;

причины пожаров;

базовые знания правил поведения при пожаре;

практические навыки пожаротушения в повседневной жизни;

ведение диалога и разъяснительной работы по правилам безопасного поведения;

осознание себя гражданином и патриотом России.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Необходимым условием полноценной реализации программы является материально-техническое оснащение:

Компьютер

Интерактивная доска

Магнитная доска

Принтер

Комплект видеоматериалов по противопожарной тематике

Комплекты плакатов по противопожарной безопасности

Комплект плакатов по оказанию первой помощи

Информационные стенды по ГО, пожарной безопасности, планы эвакуации

Средства индивидуальной защиты

Медицинское имущество

Стоимость

-