«Наша безопасность»

Программа  «Наша безопасность» разработана на базе:

1. Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией:

Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "От рождения до школы".

2. Пособия для педагогов и родителей: К. Ю. Белая "Формирование основ безопасности у дошкольников«.

3. Пособия для педагогов и родителей: Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» для детей.

4. Пособия для педагогов: Н. А. Аралина "Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности«.

Данная программа основывается на положениях следующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),

- Об утверждение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018№ 196),

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),

- Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),

- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),

- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 № 06-1844),

- Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),

- Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

преподаватели

Ярыгина Галина Владимировна-педагог дополнительного образования высшей категории

Содержание программы

Содержание.

Что такое безопасность? (2ч)

Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Знакомство с планом работы кружка "Наша безопасность«.

Понятия «безопасность», «личная безопасность», «социальная безопасность». Система безопасности семьи, общества и государства. 

Составляющие ЗОЖ. Общее понимание здоровья. Резервы организма. Нравственный аспект здоровья.

 

Бережем свое здоровье. (20 ч)

Ориентирование по местным признакам. Лекарственные травы. Выживание в условиях природы. Оказание первой помощи. Съедобные и ядовитые растения и грибы. правила поведения на природе. Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование по компасу. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

Инфекционные заболевания. Причины и профилактика.

Заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (бактериями, вирусами, грибками) – называются инфекционными. Пути передачи: грязные руки, воздушно – капельный, при контакте, через воду и продукты питания, от животных и т.д. Профилактика: соблюдения правил личной гигиены, закаливание, профилактические прививки.

Безопасность в социуме. (20ч)

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасное поведение во дворе дома. Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Тёмная улица. Умение находить выход в том случае, если потерялся в незнакомом месте. Меры безопасности при общении с бездомными животными.

Опасные ситуации техногенного характера. (20ч)

Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Пожар в общественном месте. Паника. Правила поведения при пожаре. Лесные, торфяные пожары. Костры и последствия их разжигания. Предупреждение отравления угарным газом при пожаре.

Чрезвычайная ситуация. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. Авария катастрофа, стихийное бедствие. Сигналы оповещения населения. Государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Лесные пожары. Наводнения. Землетрясение. Поведение во время природных ЧС.

Опасные ситуации природного характера. (20ч)

Водоемы. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения на водоемах. Правила обращения с водой в быту. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасного поведения на берегу водоемов во время отдыха.

Вредные привычки. (20ч)

Компьютер. Телевидение, видео, компьютерные игры. Как избежать зависимость от компьютерных игр?

Сколько времени можно проводить у компьютера или телевизора?

Алкоголь и организм. История виноделия. Воздействие алкоголя на организм. Стадии алкоголизма. Миф или реальность.

"Курить – здоровью вредить". Последствия и побочные явления курения. Портрет курильщика. В борьбе за чистый воздух. Реклама и антиреклама.

Питание и здоровье. (20ч)

Рациональное питание. Культура питания. Теория аппетита. Составление меню.

Основные правила рационального питания – это полноценная, сбалансированная пища, принимаемая с соблюдением режима питания. Основные питательные вещества, содержащиеся в пище, являются строительным материалом и источником энергии.

 Итоговое занятие. (2ч)

 

Цели программы

Основная цель – подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. Сформировать у него опыт безопасного поведения, который позволит ему предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости – действовать.

С помощью каких приёмов можно научить ребенка наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребёнку и его родителям приходится сталкиваться в жизни?

Если следовать определённым правилам поведения и учить этому ребёнка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

Результат программы

Ожидаемый результат:

Результаты по программе «Наша безопасность» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Личностные результаты:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

· формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Предметные результаты:

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

Особые условия проведения

Занятия групповые. На обучение принимаются все желающие. Предварительного отбора в группу не производится, а зависит от желания детей и их родителей.

Материально-техническая база

Методическое обеспечение:

· карточки-задания для усвоения нового материала;

· карточки правила;

· викторины по изучаемым направлениям и разделам;

· кроссворды по изучаемым направлениям и разделам;

· использование в работе ИКТ (проектора, интернет – ресурсов);

· таблицы «Лекарственные растения», "Ядовитые растения";
"Дикорастущие съедобные растения«;

· таблицы «Строение тела человека», "Оказание первой медицинской помощи";

· памятки поведения на природе;

таблицы по ПДД.