Бассейн

Нормативная наполняемость объединения – 20 учащихся.

Состав объединения – разновозрастный, в пределах возрастного диапазона от 6 до 16 лет.

Основная форма проведения занятий – групповая.

Теоретическая часть – это программный материал по теории плавания:

правила поведения в бассейне, основы гигиены, влияние физических упражнений

на организм человека, техника и терминология плавания и т.п.

На практических занятиях дети овладевают основами техники плавания.

Программная методика обучения плаванию опирается на

общепедагогические принципы с учётом индивидуального подхода к ребёнку: сознательности, активности, систематичности, наглядности и доступности. Хорошие успехи

достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных,

практических методов и приёмов. Во время обучения движениям меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации: от простого к сложному, и отражают разные формы и уровни обучения. Продолжительность теоретической части занятия (за исключением вводного и итоговых занятий) составляет 0,25 часа, практической – 0.75 часа.

Структура занятия:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Объяснение нового материала / Воспроизведение и коррекция знаний, полученных ранее / Обобщение и систематизация знаний

6) Рефлексия (подведение итогов занятия), демонстрация выполненных творческих работ.

7) Экспресс-тема – "Обучение правилам дорожного движения и безопасности«

В целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся, на основании письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. № 10825-13в/07 о решении рабочей группы Министерства образования Московской области по разработке мер, позволяющих обеспечить функционирование непрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах, от 26.06.2013 в дополнительную программу включены часы для изучения основ безопасности дорожного движения. Блок «Основы безопасности дорожного движения» составлен на основе программы «Дорожная безопасность» Мельниковой Т.В., Данченко С.П. (СПбАППО), Форштат М.Л., эксперт по ПДД.

преподаватели

Кашина Ольга Степановна

Сиденко Григорий Андреевич

Содержание программы

1. Правила поведения и техника безопасности.

Теоретические занятия.

Техника безопасности по пути следования к месту проведения занятий. Правила дорожного движения. Правила поведения в раздевалках, душевых, чаше бассейна. Личная гигиена, уход за телом. Техника безопасности в бассейне и на воде.

Практические занятия.

Проверка физического состояния детей до и после занятий; вход и выход из воды по команде педагога; спуск в воду по лестнице на мелкой части бассейна, первые проплывания со страховочным шестом под контролем тренера; использование борта бассейна и разделительных дорожек для отдыха; обучение воспитанников стандартным сигналам тренера: свистку, жестам и т.д.

2. Подготовительные упражнения для освоения с водой.

Теоретические занятия.

Техника выполнения упражнений на ознакомление со свойствами воды. Техника опоры на воду и основные гребковые движения. Упражнения для ритмичного дыхания при плавании.

Практические занятия

Погружение в воду и открытие глаз в воде; всплывание на поверхность и лежание на воде; выдохи в воду; выполнение скольжений на груди и спине; отработка движений ногами у бортика бассейна, держась руками за поручень.

3. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.

Теоретические занятия.

Основные разновидности спортивных способов плавания: кроль на груди и кроль на спине, брасс; баттерфляй (дельфин). Основные движения.

Практические занятия.

движения руками, всеми способами плавания (в движении шагом, в скольжении); движения ногами всеми способами плавания (держась руками за бортик, с плавательной доской, в скольжении); согласование движений ногами и руками (на задержке дыхания); согласование движений ногами и руками с дыханием; изучение облегчённых способов плавания (ноги дельфин + руки брасс, ноги кроль + руки брасс и т.д.); плавание при помощи ног, рук и в полной координации; плавание отрезков до 12, 5 метров в полной координации.

4. Упражнения для совершенствования техники плавания.

Теоретические занятия.

Основные движения спортивных способов плавания, техника их выполнения.

Практические занятия.

Совершенствование техники плавания в постоянно изменяющихся условиях для выполнения движений: плавание в облегчённых и усложнённых условиях; плавание по элементам и в полной координации; проплывание серий коротких отрезков (12,5 м); проплывание серий отрезков при помощи ног или рук (с плавательной доской или без неё) в чередовании с плаванием в полной координации;

5. Упражнения для изучения стартов и поворотов.

Теоретические занятия.

Техника безопасности при прыжках в воду. Основные элементы техники поворотов у бортика.

Практические занятия.

Обучение простейшим прыжкам вниз ногами с бортика бассейна, с тумбочки; стартовым прыжкам из положений сидя на бортике бассейна, стоя на коленях на доске, стоя на бортике и на стартовой тумбочке; старту из воды при плавании на спине. Обучение технике выполнения поворотов: подплывание к бортику, касание его руками (рукой); группировка, вращение, постановка ног на стенку; толчок ногами, скольжение и первые плавательные движения.

6. Игры на воде.

В зависимости от подготовленности воспитанников на занятиях используются различные виды игр: сюжетные, командные, игры с соревновательными элементами.

7. Теоретические сведения.

Теоретические занятия:

Влияние плавания на организм занимающихся (положительное влияние на сердечно – сосудистую систему, формирование правильной осанки, укрепление «мышечного» корсета, закаливание организма, снятие эмоциональной напряжённости). Гигиена тела, режим и питание пловца. Правила пользования инвентарём для плавания. Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях плаванием. Последовательность действий при спасении тонущих, первая помощь при травмах и несчастных случаях. Правила соревнований по плаванию.

Практические занятия.

Отработка алгоритма действий при несчастных случаях на воде. Тестирование или опрос по теме

8. Тестирование и соревнования.

Практические занятия.

Проверка освоения занимающимися пройденного материала с помощью тестовых заданий, которые проводятся несколько раз в течение всего учебного года после овладения определённого навыка. 

Цели программы

Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков.

Задачи:

Предметные:

- формирование необходимых теоретических знаний в области физической культуры, спорта, гигиены;

- обучение основам техники всех способов плавания;

- формирование понятия о здоровом образе жизни и применении правил здорового образа жизни в повседневности.

- Метапредметные:

- улучшение состояния здоровья и закаливание;

- устранение недостатков физического развития;

- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

Личностные:

- воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

- воспитание отношения к своему здоровью, как ценности, которую необходимо сохранять на протяжении всей жизни;

- воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера.

 

Результат программы

В результате освоения программы «Плавание» учащиеся должны:

Знать:

– основные правила безопасности поведения на воде;

- правила соревнований,

- основные правила и требования спортивной гигиены

Уметь:

- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;

- выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;

- выполнять проплывание различных отрезков (дистанций) одним / двумя / тремя стилями плавания;

- применять знания о здоровом образе жизни, полученные на занятиях группы, в повседневной жизни.

Особые условия проведения

Программа «Бассейн» стартового уровня рассчитана на обучающихся 6-16 лет. В группу принимаются все обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний к занятию плаванием. Для зачисления в группу необходимо предоставить справку об отсутствии противопоказаний к занятиям спортивными видами деятельности, с подписью и печатью врача, штампом и треугольной печатью медицинского учреждения.

Материально-техническая база

Бассейн спортивного типа с ванной не менее 25 метров;

оснащение ванны бассейна удобными лестницами для спуска в воду и подъёма при выходе из воды;

- разделительные дорожки, которые используются в качестве поддерживающего и страхующего средства;

- вода, соответствующая санитарно – гигиеническим нормам, температура воды поддерживается в пределах нормы, а воздуха – в пределах 25-28 градусов по ГОСТ 2874-82

Наличие специального инвентаря и оборудования:

- длинный шест 2-2,5 м для поддержки и страховки обучающихся;

- плавательные доски; -колобашки;

- наличие оборудованных душевых и раздевалок.

Каждый обучающийся должен иметь:

- сменную обувь;

- резиновые шлёпанцы на рифлёной подошве;

- средства личной гигиены (мыло, мочалку, полотенце);

- плавки/купальник;

- шапочку для плавания;

- очки для плавания.