«Шахматная азбука»

Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей. При серьезном увлечении шахматами у обучающихся уменьшается рассеянность на занятиях, появляется интерес к книге (шахматы – «книжный вид спорта»), к компьютерным программам для изучения теории игры; – развивается у юных шахматистов аналитические способности.

преподаватели

Чуманенко Елена Игоревна

Содержание программы

1.Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнований. Шахматы – мои друзья.

2. Шахматная доска. Беседа о ПДД. "Дорога домой-дорога в школу".

3. Горизонталь.

4. Вертикаль.

5. Диагональ.

6. Волшебная шахматная доска. Игра-викторина "Дорожные знаки".

7. Ладья.

8. Слон.

9. Ферзь.

10. Конь.

11. Пешка.

12. Король.

13. Шахматные фигуры и начальная позиция.

14. Ценность фигур. Беседа "Дорожно-транспортное происшествие и последствия ДТП"

15. Шахматная нотация.

16. Шах и защита от шаха.

17. Мат.

18. Пат, ничья.

19. Рокировка.

20. Взятие на проходе.

21. Превращение пешки.

22. Мат двумя ладьями одинокому королю.

23. Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

24. Мат ферзём и королём одинокому королю.

25. Как начинать партию: дебют.

26. Ошибочные ходы в начале партии. Беседа по ПДД "Где и как переходить улицы".

27. Тактические приёмы. Беседа по ПДД "Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте".

28. Правила поведения соперников во время игры. Занятие по ПДД "Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине".

29. История шахмат. Занятие "История появления автомобиля и ПДД".

30. Три стадии шахматной партии.

31. Шахматный турнир.

Цели программы

РРавномерное развитие логического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами.

Результат программы

По окончании курса обучения обучающиеся должны знать:

v шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

v правила хода и взятия каждой фигуры;

v что такое ничья, пат и вечный шах;

v «цену» каждой шахматной фигуры;

v технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзѐм и королѐм;

v способ "взятия на проходе";

По окончании курса обучения обучающиеся должны уметь:

v объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

v ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в

v совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

v правильно располагать шахматную доску между партнерами;

v правильно расставлять фигуры перед игрой;

v различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

v рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

v записывать шахматную партию;

v играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

Особые условия проведения

 

 

 

Материально-техническая база

Демонстрационная шахматная доска, фигуры

Настольные шахматы