Солисты-вокалисты

Направленность программы

Данная дополнительная общеобразовательная программа является модифицированной, разработана на основе программ по вокальному мастерству для различной возрастной категории и предназначенных для работы в образовательных учреждениях.

По содержанию является художественно-эстетической;

по функциональному предназначению – специальной, общекультурной;

по форме организации – групповой и индивидуальной;

Актуальность программы

В школе обучаются дети, которые любят музыку и желают научиться петь. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

преподаватели

Демина Ирина Константиновна

Содержание программы

I. Вводное занятие

Теоретическая часть: Техника безопасности. План работы ТО. Диагностика

Практическая часть: просмотр видеороликов, рассказ о истории и традициях пения на Руси.

 

II. Основы вокального искусства

Теоретическая часть: Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Различные характеры дыхания. Смена дыхания в процессе пения. Звуковедение. Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение.

Практическая часть: Усвоение на практике учебного материала по разделу "Певческая установка; Певческое дыхание"через разучивание песен. Упражнения на : Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Текущий контроль

 

IV. Работа над дикцией и артикуляцией

Теоретическая часть: Артикуляционный аппарат и его рабочее положение. Музыкальная распевка в пределах терции в мажоре и миноре.

Практическая часть: Проговаривание скороговорок. Исполнение песен, используя гласные и согласные звуки в процессе пения. Музыкальная распевка. Текущий контроль.

 

V. Сценическая культура и звукоусилительное оборудованием

Теоретическая часть: Сценическая этика, сценический образ, мимика, грим, Фонограмма. Ритмическая, тембровая основа аккомпанемента. Критерии выбора правильной фонограммы. Микрофон и его технические параметры.

Практическая часть: Восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование. Просмотр видеозаписей с правильным использованием оборудования. Практическое использование оборудование при исполнении. Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и звукоусилительное оборудование".

 

VI. Классификация стилей и жанров музыки. Музыкальные инструменты.

Теоретическая часть: Академический вокал, Джаз, Народное пение, Музыка в театре, эстрадный вокал. Великие композиторы, музыкальные инструменты.

Практическая часть: Практическое осуществление полученных навыков на выбранном репертуаре.

Итоговый контроль. Участие в отчетном концерте

Цели программы

Обучение основам вокального мастерства, сольного и ансамблевого исполнительства, необходимых для дальнейшей практической концертной деятельности.

Результат программы

Будут знать:

· Особенности и возможности певческого голоса;

· строение голосового аппарата и правила охраны и гигиены детского голоса;

· Знать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

· Основы музыкальной формы (куплет, припев, фраза).

· Что такое звук. Устойчивые и неустойчивые звуки.

· основы музыкальной грамоты;

· элементарные теоретические певческие навыки:

· - дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза ), равномерный выдох;

· - звукообразование: правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных;

· - дикция: правила произношения зубных язычных согласных – Д, З, Т, Р, Л, Н; и губных – Б, П, В, М;

· - звукоизвлечение: слуховое осознание чистой интонации;

· различия между сольным и ансамблевым пением;

· основные сведения об изучаемых музыкальных произведениях и их авторах;

будут уметь:

· правильно держать корпус при пении;

· исполнять точно и выразительно музыкальные произведения соответствующей сложности:

с аккомпанементом;

под фонограмму "-1".

Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
Петь короткие фразы на одном дыхании;
Петь легким звуком, без напряжения;
Ясно выговаривать слова;
К концу учебного года петь выразительно, осмысленно.
будет развито:

· умение различать регистры,

· умение слушать и различать музыкальные композиции,

· чувство ритма (в соответствии со способностями),

у них будет воспитано:

-уважение к авторскому тексту музыкальных произведений,

-устойчивый интерес к прослушиванию и исполнению музыкальных произведений;

В программу первого года обучения входит:

· пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием простых интервалов.

· пение популярных детских песен, соответствующих возрасту обучающихся.

· пение упражнений на гаммы, арпеджио,

· ведется работа над переходными нотами и выравниванием регистров.

· пение детских и современных песен, песен военных лет, отечественных популярных песен, ретро-песен.

 

Особые условия проведения

· репертуарные сборники;
· аудио и видео материалы по вокалу (распевки, тренинги, фонопедические упражнения)
· набор фонограмм.

· учебно-методический комплекс по вокальным навыкам ансамблевого и сольного пения в том числе электронный.

· раздаточный материал (тексты песен, голосовые партии и др.)

· сценарии

· интернет-материалы

· видеозаписи выступлений

Материально-техническая база

· Музыкальный центр

· микрофоны

· видеокамера

· фотоаппарат

· аккумуляторы для микрофонов

· компьютер с установленными программами

· помещение для занятий

· фортепиано

· сцена

· осветительная аппаратура и спецэффекты