ДДЮТ ДООП «Волшебный мир шахмат» ПФДОД

В настоящее время шахматы настолько прочно вошли в современную жизнь, что вряд ли сейчас найдется человек, не знакомый с шахматной игрой, и уже никого не удивляют различные соревнования, обилие литературы, компьютерного программного обеспечения по шахматам, постоянно расширяющееся преподавание шахмат в школах и в учреждениях дополнительного образования. Все это еще раз подчеркивает влияние шахматной игры, как на культурную жизнь общества, так и на развитие подрастающего поколения. Шахматы – один из наиболее востребованных видов спорта, как среди мальчиков, так и среди девочек и разных возрастных категорий. Игроки могут соперничать между собой независимо от возраста, пола, состояния здоровья. Шахматная игра развивает в детях усидчивость, вдумчивость, логическое мышление, воспитывает в них соревновательный дух, волю к победе. Знакомство с творчеством великих мастеров способствует эстетическому росту ребёнка.

преподаватели

Тетерин Александр Сергеевич – педагог дополнительного образования, руководитель шахматного коллектива Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворца детского (юношеского) творчества», высшей квалификационной категории. Профессиональное мастерство педагога, знания, стремление к творческому поиску позволили ему добиться результатов в своей работе.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория: Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Введение в программу «Волшебный мир шахмат», знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице.

2. Шахматы – спорт, наука и искусство.
Теория: История возникновения шахмат. История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы.
Теория: Шахматная доска. Линии шахматной доски. Название фигур. Начальная позиция. Ходы фигур – Ладья, Слон, Конь. Ферзь. Пешка. Взятие на проходе. Нападение. Защита. Значение короля. Шах. Способы защиты от шаха. Ценность фигур. Мат. Цель игры. Мат разными фигурами. Короткая и длинная рокировки. Случаи, когда нельзя делать рокировку. Ничья. Вечный шах. Пат. Шахматная нотация. Правила поведения во время игры. Как начинать партию. Дебют – начало игры, принципы разыгрывания. Мат тяжёлыми фигурами – двумя ладьями, ферзём, одной ладьёй. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Силовые методы борьбы. Права и обязанности игрока. Шахматные разряды и звания. Рейтинг- лист. Правила дорожного движения.
Практика: Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Сравнительная ценность фигур. Размен. Записи партии. Различные виды преимущества. Оценка позиции.

4. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. ПДД.
Теория: Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Правила дорожного движения.
Практика: Тренировочные партии. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат.

5. Тактика. ПДД.
Теория: Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита
фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Правила дорожного движения.
Практика: Тренировочные партии. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги.

6. Эндшпиль. ПДД.
Теория: Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Правила дорожного движения.
Практика: Практические занятия. Тренировочные партии. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Король гуляет по треугольнику. Цугцванг.

7. Дебют.
Теория: Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов.

Практика: Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

8. Конкурсы по решению задач и этюдов.
Практика: Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.

9. Сеансы одновременной игры.
Практика: Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

10. Соревнования, турниры. ПДД.
Практика: Провести учебно-тренировочные турниры, в которых закрепляются на практике полученные знания. Классификационные, провести с записью партий, в результате которых присваиваются разряды тем, кто выполнил норму (определённое количество очков).
Правила дорожного движения.

11. Занятие по закреплению пройденного материала.
Практика: Проведение занятия с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с обучающимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных

12. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.
Примечание. Количество учебных часов разделов: квалификационные турниры, анализ партий и типовых позиций, сеансы одновременной игры, конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года, как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы.

Цели программы

Цель программы – развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

Результат программы

К концу обучения обучающиеся.
Должны знать:
- все ходы фигур,
- шахматную нотацию,
- сравнительную ценность фигур,
- что такое шах, мат, пат,
- общие принципы игры в начале партии,
- правила поведения во время игры,
- тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах),
- общие принципы игры – в эндшпиле, в миттельшпиле,
- правила поведения в помещении и на улице,
- правила техники безопасности,
- правила дорожного движения,
- права и обязанности игрока.
Должны уметь:
- ставить мат тяжёлыми фигурами,
- играть шахматную партию с записью,
- применять указанные знания на практике,
- концентрировать внимание, ценить время,
- правильно вести себя во время игры,
- правильно вести себя в помещении и на улице и дороге.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет.

Данная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, 2 часа, что за учебный год составляет 72 часа.

Форма обучения очная, групповая. Рекомендованное количество учащихся в группе 10 – 12 человек. Набор детей проводится ежегодно в начале учебного года. Общеобразовательная общеразвивающая программа
"Волшебный мир шахмат" реализуется с сентября по июнь, включая каникулярное время. Ограничений при приёме детей в коллектив нет. Таким образом, если ребенок имеет определенные знания, умения и навыки по данному направлению педагог имеет право зачислить его в группу соответствующего знаниям и навыкам и умениям года обучения.

Состав групп постоянный. Специальной подготовки для занятий в коллектив не требуется. В «Шахматный» коллектив принимаются дети разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое
Для проведения занятий необходимо помещение, оборудованное столами и стульями;
- шахматные доски, шахматы по количеству обучающихся;
- магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами;
- шахматные часы;
- раздаточный материал «Диаграммы для решения» для самостоятельной работы обучающихся;
- специальная методическая литература.
Информационное
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного процесса, предполагают наличие мультимедийных презентаций.