Клуб Химик

Программа рассчитана на оказание помощи обучающимся в наиболее трудных вопросах химического образования. Упор сделан на курс органической химии как наиболее сложного раздела химической науки.

При отборе учебного материала для данной программы, был учтен тот факт, что многие понятия органической химии в ходе реализации программы общеобразовательной школы получают только краткое освещение, отработка умений и навыков решения задач, составления алгоритмов действия в типовых ситуациях не производится из-за недостаточности учебного времени.

Предлагаемая программа предусматривает выполнение расчетов: по химической формуле; по химическому уравнению; на растворы с определением массовой доли растворенного вещества и концентрации полученных растворов; на вывод химических формул органических соединений. Программа содержит раздел «Комбинированные задачи», для решения которых необходимо использовать несколько алгоритмов действий. Учитывая, что одному из важнейших теоретических вопросов – окислительно-восстановительные реакции – на базовом уровне в курсе химии 10 класса отводится не достаточное количество времени, программа предусматривает классификацию ОВР, составление уравнений методом электронного и электронно-ионного баланса, влияние среды на протекание данных реакций.

преподаватели

Устьянцев Андрей Андреевич, молодой специалист, преподаватель химии, образование высшее (МГУ им. Ломоносова)

Содержание программы

Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности. (2 часа)

Теоретические занятия – Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Практические занятия – Типовые правила техники лабораторных работ. Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские аптечки первой помощи в кабинете химии.

 

Приемы обращения с лабораторным оборудованием. (4 часа).

Теоретические занятия – Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Классификация реактивов по действию на организм, хранение реактивов, обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического эксперимента и его результатов.

Практические занятия – Знакомство с лабораторным оборудованием и посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда. Работа с химическими реактивами. Оформление выполнения эксперимента и его результатов.

Качественный анализ органических соединений. Обнаружение функциональных групп органических соединений и неорганических (10 часов)

Теоретические занятия – Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Особенности качественного анализа органических и неорганических соединений. Общая схема процесса идентификации веществ.Аналитические задачи при исследовании веществ. Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной массы.Определение растворимости в воде, разбавленных растворах хлороводорода, гидроксида натрия, в органических растворителях.Качественный элементный анализ соединений.Качественный элементный анализ соединений.

Практические занятия – Качественный анализ органических и неорганических веществ.Измерение физических констант.Измерение рН в растворах.Обнаружение углерода, водорода, в соединениях.Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях.

Химия жизни. Синтез и исследование свойств соединений (16 часов).

Теоретические занятия – Химия и питание. Витамины в продуктах питания. Природные стимуляторы. Органические кислоты. Свойства, строение, получение. Органические кислоты. Кислоты консерванты. Органические кислоты в пище. Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.Углеводы в пище. Молочный сахар.

Практические занятия – Семинар. Определение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке. Выделение из чая кофеина. Качественная реакция на кофеин.Получение и изучение свойств уксусной кислоты. Изучение свойств муравьиной кислоты. Получение щавелевой, молочной и кислоты. Изучение их свойств. Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара из свеклы. Свойства сахарозы. Опыты с молочным сахаром.

Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений. (4 часа).

Теоретические занятия – Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием, свойствами, классификацией моющих и чистящих средств.Правила безопасности со средствами бытовой химии.Мыла. Состав, строение, получение.Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Эфирные масла. Состав.Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах. Сложные эфиры. Состав, строение, получение.

.Практические занятия – Семинар. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных веществ бытовой химии в быту.Омыление жиров; получение мыла. Сравнение свойств мыла со свойствами стиральных порошков.Извлечение эфирных масел из растительного материала. Перечная мята, еловое масло.Получение сложных эфиров из органических соединений. Этилметанат (запах рома) Изобутилэтанат (фруктовый запах).

Итоговое занятие.

Цели программы

Обобщение и углубление содержания базового учебного предмета;

подготовка учащихся к осознанному выбору профиля высшего учебного заведения для дальнейшего обучения;

удовлетворение познавательных интересов, обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;

получение дополнительной подготовки для сдачи ЕГЭ по химии

развитие творческих способностей учащихся посредством решения нестандартных задач и использования различных методов освоения знаний и формирования компетентностей

Результат программы

Знать:

Основные положения теории химического строения органических веществ, важнейшие функциональные группы органических соединений и обусловленные ими свойства;

классификацию природных жиров и масел, их строение, гидролиз жиров в технике, продукты переработки жиров;

следующие понятия: скорость химической реакции, энергия активации, теория активных столкновений, катализ и катализаторы, механизм реакции;

характеристику основных типов изученных химических реакций, возможности и направления их протекания, особенности реакций с участием органических веществ.

Уметь:

Разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, объяснять свойства веществ на основе их химического строения;

Составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, способы получения;

Характеризовать особенности строения, свойства и применение важнейших представителей биополимеров;

Объяснять влияние различия в строении молекул мономеров целлюлозы и крахмала на структуру и свойства полимеров.

практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота, по характерным реакциям – функциональные группы органических соединений

распознавать полимерные материалы по соответствующим признакам.

Освоить

основные принципы и приобрести практические навыки различных способов очистки;

некоторые приемы проведения органического синтеза, выделения полученного продукта, изучения его свойств, практически познакомиться со взаимным превращением соединений различных классов;

технику выполнения важных химических операций, необходимых и при изучении других разделов химии

приобрести опыт исследовательской деятельности.

Понимать, что для целенаправленного управления химическими процессами необходимо знание закономерностей протекания химических реакций.

 

Особые условия проведения

Программа кружка «Клуб Химик» имеет естественно – научную направленность. И рассчитана на детей в возрасте 14-17 лет общеобразовательной средней школы, где химия преподается на базовом уровне. Курс ориентирован в первую очередь на учащихся, дальнейшее обучение которых будет связано с изучением предмета в ВУЗах и тех, кто выбирает данный предмет для сдачи ЕГЭ

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет, площадью не менее 45 кв.м.

Перечень методического и материально-технического обеспечения программы:

Демонстрационный материал (иллюстрации, гербарий, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);

Раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);

Модели, макеты.

Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.

Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)

Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)

Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

Компьютер, программы, необходимые для обработки статистического материала Компьютеры, принтер, сканер.

Цифровой фотоаппарат.

Медиапроектор

Экран переносной.

Стенды для выставок.

Инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты, канцелярские принадлежности)

Расходные материалы

Учебно-вспомогательные помещения: кабинет биологии, библиотека, учебно-опытный участок.