Юный натуралист

 

Программа дополнительного образования «Юный натуралист» нацелена на формирование и обобщение у обучающихся системы знаний об окружающем мире. Она способствует их эколого – биологическому развитию, развивает навыки рационального природопользования, экологической культуры и любви к природе родного края.

преподаватели

Учителя начальных классов

Содержание программы

Раздел 1

Вводное занятие

Теория: Инструктаж

Практика: проведение входной диагностики. Формулировка правил работы "юных натуралистов"

 

Раздел 2. Многообразие растительного и животного мира

Тема 2.1 Современный мир животных Земли.

Теория: Понятие о царствах, типах, классах, отрядах, семействах животных. Виды животных. Разнообразие диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. Крупные животные: коровы, лошади, свиньи, овцы, козы. Мелкие животные: кролики, кошки, собаки. Домашние птицы: куры, утки, индейки, гуси. Содержание домашних животных, корм, польза для человека.

Практика: Представление мини-проекта "Мой питомец«.

Тема 2.2 Приспособленность животных к различным местам обитания.

Теория: Понятие среда обитания. Приспособленность животных к различным местам обитания (юг, север, средняя полоса, небо, вода, дно морское, поверхность земли, «подземное царство»). Растительный мир нашей планеты. Многообразие его (демонстрация необычных представителей флоры, сравнение растений высоких и маленьких, очень широких деревьев и тонких прутьев). Необходимость взаимосвязи животного и растительного мира.

Практика: Отработка теоретических знаний в игре "Угадай среду обитания".

 

Раздел 3. Осень в природе

Тема 3.1 Сезонные изменения в жизни растений.

Теория: Сезонные изменения в жизни растений; подготовка к зиме растений; листопад, его значение.

Практика: Отработка полученных знаний методом опроса.

Тема 3.2 Подготовка зверей, насекомых и птиц к зиме.

Теория: Подготовка к зиме птиц, насекомых. Подготовка к зиме зверей. Время сборов животных к зиме. С чем связаны? Линька животных, спячка некоторых зверей. Перелеты птиц, исчезновение насекомых. Виды перелетных птиц. Причины перелетов, поведение при перелетах. Питание. Местные перелетные птицы.

Практика: Применение полученных знаний на практике. Изготовление кормушек.

 

Раздел 4. Путешествие по континентам

Тема 4.1 Животные Африки, Австралии, Северной Америки, Южной Америки, Евразии.

Теория: Понятие о климате материка. Разнообразие зверей, птиц, насекомых и растений на континентах (Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Евразия)

Практика: Применение полученных знаний в викторине "Путешествие по континентам".

 Раздел 5. Зима в природе Тема 5.1 Сезонные явления природы зимой.Теория: Сезонные явления природы зимой. Жизнь лиственных и хвойных деревьев зимой. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Снег. Образование снежинок. Различные виды снега. Образование льда. Следы животных на снегу. Их образование. Значение снега для животных.Практика: Отработка полученных знаний методом опроса. Тема 5.2 Приспособленность животных к зимним погодным условиям. Теория: Животные, впадающие в спячку. Чем питаются животные зимой. Зимующие птицы. Кто такие? Виды местных зимующих птиц. Виды кормушек. Птичьи столовые. Виды кормов для разных видов птиц. Польза птиц (польза насекомоядных птиц, хищных птиц). Птицы в цепях питания, опылители цветов, промысловые птицы. Необходимость охраны. Практика: Применение полученных знаний в процессе игры "Зимовка". Раздел 6. Весна в природе Тема 6.1 Сезонные явления природы весной Теория: Изучение сезонных явлений весной. Распускание почек, цветов.Практика: Отработка полученных знаний методом опроса.Тема 6.2 Жизнь животных и растений весной.Теория: Изучение первоцветов. Весенние заботы птиц. Забота о потомстве. Польза кукушки. Польза перелетных птиц. Берегите птиц! Звери весной.

Практика: Применение полученных знаний при выполнении творческого задания (рисунок, поделка).

Тема 6.3 Особенности класса насекомых.Теория: Особенности класса насекомых. Великаны и карлики среди насекомых. Многочисленность вида, развитие насекомых. Насекомые весной, их образ жизни, поведение. Божья коровка. Знакомство с небольшими красными и черными точками. Способы защиты от врагов. Пища. Польза этих животных. Нашествие саранчи. Муравьи и пчелы – неутомимые работники. Жизнь семьей, распределение обязанностей. Чем питаются. Где живут? Забота о потомстве. Оса и шмель. Майский хрущ и другие хрущи.

Практика: Применение полученных знаний в викторине "Насекомые".

 Раздел 7. Подводный мир

Тема 7.1 Животный и растительный подводный мир.

Теория: Рыбы гиганты и карлики. Жизнь рыб. Карп. Обыкновенный сом. Треска. Щука. Электрические рыбы. Рыбы хищники. Рыбы – путешественницы. Хозяйственное значение рыб и охрана рыбных хозяйств.

Растения, живущие в воде. Значение подводных растений.

Практика: Представление мини-проекта "Подводный мир".

 Раздел 8. Итоговая диагностика учащихся.

Практика: проведение итоговой диагностики. Обобщение полученных знаний

Раздел 9. Итоговое занятиеПрактика: Защита проектов "Взаимосвязь животного и растительного мира в период изменения сезонов года".

Цели программы

Сформировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе, развить способности и интерес к исследовательской деятельности.

 

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

● строение микроскопа;

● многообразие растений окрестностей школы;

● правила поведения в природе и меры по её охране;

● способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения, эксперимент).

Обучающиеся должны уметь:

● ухаживать за комнатными растениями;

● давать описание внешнего вида животных и растений;

● работать с художественной и научной литературой, интернет ресурсами;

● проводить наблюдения за природой, сезонными изменениями в жизни растении и животных.

Особые условия проведения

Набор детей – свободный, без конкурса и тестирования. Группы разновозрастные, (но могут быть сформированы одновозрастные).

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

Развитие индивидуальности каждого ребенка – создание «Портфолио» обучающегося, позволяющее оценить его личностный рост и развитие активной жизненной позиции.

Материально-техническая база

Реализация программы предполагает наличие:

● учебного кабинета;

● оборудования учебного кабинета;

● комплекта мебели для обучающихся (не менее 15);

● комплекта мебели для учителя;

● интерактивной доски;

● шкафа для природных материалов

● компьютера;

● принтера;

● доступа к сети Интернет;

● микроскопов (15 штук);

● лабораторного оборудования;

● коллекции гербария, насекомых, минералов;

● сельхозоборудование (лопаты, грабли, ведра).