ДДЮТ ДООП «Пластилиновая фантазия для дошкольников» ПФДОД

Лепка для ребёнка – один из доступных способов выразить свои впечатления об окружающем его мире, почувствовать связь с действительностью. Лепка из пластилина или из любого другого подходящего материала - прекрасное занятие для ребенка, главное - увлечь его и дать свободу фантазии и возможность выбора подходящих материалов. Сам процесс лепки чрезвычайно интересен и необычайно увлекателен. Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с пластилином и соответствующими инструментами. Лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев. Сначала движения ребенка неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь ребенку совершенствовать мелкую моторику, нужно лепить. Для этого нужен обыкновенный пластилин. Пластилин - замечательный волшебный материал с широкой гаммой цветов.

преподаватели

Козлова Елена Павловна – педагог дополнительного образования, руководитель детского коллектива «Лепка» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворца детского (юношеского) творчества», высшей квалификационной категории. Профессиональное мастерство педагога, знания, стремление к творческому поиску позволили ей добиться результатов в своей работе. Обучающиеся занимают почетные призовые места в различных конкурсах и выставках от муниципального до Международного.

Содержание программы

1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2.Разнообразие лепного материала.

3.Смешивание цветов 2 и более. Знакомство и использование стеки.

4.Приемы лепки. Простейшие работы с различными приемами лепки.

5.Украшение работы. Знакомство с композицией.

6.Исходные формы.

7. Выполнение изделий объемных форм с различными исходными формами по теме «Дары леса».

8. Выполнение изделий объемных форм с различными исходными формами по теме «Фрукты».

9. Выполнение изделий объемных форм с различными исходными формами по теме «Кто на листике живет?».

10. Выполнение изделий объемных форм с различными исходными формами по теме «Зима».

11. Выполнение изделий объемных форм с различными исходными формами по теме «Озеро».

12. Выполнение изделий объемных форм с различными исходными формами по теме «Морское дно».

13. Выполнение изделий объемных форм с различными исходными формами по теме «Джунгли». 

14. Выполнение изделий объемных форм с различными исходными формами по теме «Животные». 

16. Выполнение изделий объемных форм с различными исходными формами по теме «Мир растений. Цветы».

17. Правила дорожного движения.

18. Итоговое занятие.

Цели программы

Цель программы – раскрытие и развитие фантазии, творческих способностей, задатков, заложенных в ребенке дошкольного возраста, через занятия лепкой.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

- названия и назначение инструментов и материалов, их элементарные свойства, использование, применение;

- исходные формы;

- приемы лепки;

- правильно использовать приемы доработки исходных форм;

- пластический, конструктивный и комбинированный способы;

- что такое "мраморный эффект";

- правила сборки и оформление работы;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином и стеком;

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Должны уметь:

- владеть лепным материалом;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

- использовать стек для придания работе выразительности: использовать стек, нанося «ямочки» и «пупырышки», украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки;

- лепить исходные формы;

- лепить предметы с использованием разных приемов лепки (отщипывание, раскатывание, расплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание и сглаживание краев пальцами, вытягивание, присоединение частей, ленточный способ (жгутик расплющиваем, получается ленточка), закручиание жгута – косы);

- лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способом;

- сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;

- лепить предметы одинаковой формы, но разной величины;

- раскатывать тонкий жгутик кончиками пальцев и лепить рисунок по контуру;

- формировать из скатанных шариков работу;

- предавать характерные особенности изделия;

- «рисовать» (размазывать) пластилином, нанося его тонким слоем на изображение;

- смешивать 2,3 цвета пластилина (создавать «мраморный» эффект);

- наносить новый цвет пластилина послойно;

- собирать из деталей и оформлять работы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- выполнять работы самостоятельно;

- правильно организовать рабочее место;  

- уметь применять правила дорожного движения в жизни.

Компетенции и личностные качества, которые должны быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

- сформированы у обучающихся стартовые знания по лепке;

- сформирован интерес к обсуждению выставок собственных работ;

- развита эстетическая оценка вылепленных изделий;

- развит познавательный интерес к лепке;

- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;

- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и обучению.

Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения данной программы:

- получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий;

- многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше;

- научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу;

- чувства прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;

- умение работать в коллективе, устанавливать отношения со сверстниками и педагогом;

- воспитание самостоятельности;

- воспитание навыков к здоровому образу жизни.

По итогам освоения стартового уровня программы обучающимися освоены знания, умения, навыки по лепке; приобретен опыт творческой деятельности.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинета. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как подарки для родных, друзей.

Особые условия проведения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пластилиновая фантазия» рассчитана на детей 6 – 7 лет. Данная программа предназначена только для этого возраста (предшкольного), так как этот вид деятельности не только очень популярен, но и востребован родителями.\

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая фантазия для дошкольников» реализуется в течение одного учебного года (9 месяцев). Который, соответствует стартовому уровню (72 часа). После него дети переходят на другую основную программу "Пластилиновая фантазия".

Форма обучения очная, групповая, что обосновывается спецификой профиля деятельности. Рекомендованное количество обучающихся в группе 10 – 15 человек. Состав групп обучающихся одновозрастной, постоянный, равноуровневый (по уровню подготовки и способностей обучающихся).

Набор детей проводится ежегодно в начале учебного года. Ограничений при приёме детей в коллектив нет. Приём проводится в форме собеседования с ребёнком. Специальной подготовки для занятий в коллектив
не требуется. Группы формируются по возрастному принципу. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, животные, обитатели подводного царства. В конце изучения каждой темы дети осваивают маленькую композицию – размещение предметов на плоскости и в пространстве. Основной вид занятий – практический, как при выполнении индивидуальных, так и групповых работ.

Материально-техническая база

При реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пластилиновая фантазия» используется кабинет «Лепки». Кабинет, в котором проводятся занятия, соответствует всем необходимым требованиям: эстетическим, гигиеническим, образовательным и требованиям правил безопасности учебного процесса.
В учебном кабинете оборудованы удобные рабочие места для обучающихся. Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом. Организация рабочих мест обучающихся обеспечивает возможность выполнения практической работы в полном соответствии с практической частью программы, с учетом техники безопасности и безопасными условиями для организации образовательного процесса. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Обучающиеся лепят на партах, располагая на ней рабочую доску для пластилина. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками. Предусмотрены места хранения оборудования и незаконченных работ обучающихся.

В комплект рабочего места педагога входит: рабочий стол, шкафы для хранения наглядных пособий и материалов, используемых в образовательном процессе, классная доска, инструменты и приспособления, необходимые для занятия лепкой.

Основное оборудование:
- одежда,
- нож (стек),
- материал – пластилин: «Гамма», «Луч», «Фантазия» (имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением).

Дополнительное оборудование:
- картон,
- цветная бумага,
- ножницы,
- клей карандаш,
- влажные салфетки,
- другие материалы и приспособления необходимые для изготовления того или иного изделия (природный материал: мхи, лишайники, веточки; бисер, ракушки различных форм и размеров, желуди, плоды каштана и т.д.).

Демонстрационные пособия: Большая часть дидактического материала изготовлена самим педагогом коллектива:

– образцы работ педагога,

– технологические карты,

– образцы работ обучающихся,

– фотографии и цветные рисунки,

– журналы и книги по лепке из пластилина.

Информационное обеспечение:

- Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного процесса, предполагают наличие мультимедийных презентаций.

– Ноутбук, фотоаппарат.