ДДЮТ ДООП «В ритме танца» ПФДОД

Реализация данной программы позволит не только приобщить детей к миру прекрасного, но и укрепить детей физически. Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие.

Педагоги

Филиппова Елена Евгеньевна – основатель и руководитель образцового
хореографического коллектива «Калинка», отличник народного просвещения РФ, заслуженный работник образования Московской области, педагог
дополнительного образования, высшей квалификационной категории. Так же Елена Евгеньевна имеет медаль «за трудовую доблесть» и медаль «за вклад в развитие образования», награждена премией губернатора Московской области.
Филиппова Ксения Львовна – педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.
Верткова Евгения Александровна – педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.
Плохотнюк Светлана Валерьевна – педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.

Содержание программы

1. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.

2. Правила дорожного движения.

3. Музыкально-танцевальные игры.
Теория: Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по характеру и темпу. Беседа о жанре, характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития.
Практика: Игра «Найди свой путь», движение по залу со сменой направлений под музыку. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижения по кругу (внешнему и внутреннему), «звёздочка», "конверт".

4. Репетиционная работа.
Практика: Высокое исполнительское мастерство достигается с помощью отработки ранее изученного материала, а так же работы над танцевальными этюдами и сценическими номерами.

5. Учебно-тренировочная работа. Упражнения для развития тела.
Теория: Обучение детей начинается с упражнений для развития тела. Некоторые из этих упражнений похожи на обычную гимнастику. Другие же более сложные и требуют дополнительных усилий и настойчивости для достижения хороших результатов. Развитие координации, памяти и внимания, умения «читать» движения. Увеличение степени подвижности суставов и укрепления мышечного аппарата. Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц: кисти, предплечья, всей руки, шеи, плеч, корпуса, бедра, голени, стопы.
Практика: Отработка упражнений для развития тела. упражнения для улучшения гибкости шеи;
упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника.

6. Партерная гимнастика.
Теория: Партерный экзерсис – это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, развить мышечную силу. Эти упражнения так же способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Практика: развитие мускулатуры ног, спины, живота;
развитие гибкости спины и эластичности связок стопы, голени, бедра.

7. Музыкально-ритмические упражнения.
Теория: Беседа об основных понятиях и их разъяснение: музыкальный размер, направления движения, степени поворота.
Практика: Система специально разработанных упражнений на развитие основных навыков по данной теме.

8. Коллективно-порядковые упражнения.
Теория: Данный раздел позволит детям познакомиться с элементами перестроений и построений (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в музыкальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
Практика: игра "Считалочка"; упражнения через одного, в линиях по 5 человек, по два человека в паре.

9. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Теория: Важнейшей задачей учебно – воспитательного процесса является художественно – эстетическое и культурное развитие учащихся. Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца, прослушивание танцевальной музыки. Развитие и внутреннее обогащение учащихся. Привитие через танец выражать различные состояния мысли, чувства, взаимоотношения с окружающим миром. Все уроки хореографии должны проводиться с музыкальным сопровождением. Благодаря музыке они становятся сильным средством эстетического воспитания. Воспитанники познают основы музыкальной грамоты, но и начинают осознавать красоту и выразительность движений. Музыка обладает огромной силой непосредственного эмоционального воздействия и способствует повышению продуктивности любой сферы деятельности человека.

10. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы за год. Проведение беседы «Что мне больше всего запомнилось в этом учебном году». Рекомендации по работе во время каникул (индивидуальная работа) и перспективы работы в следующем году. Беседа о правилах безопасности поведения на дорогах в период летних каникул.

Цели программы

Цель программы – способствовать развитию творческих начал, культуры личности ребёнка и потребности в здоровом образе жизни посредством хореографического искусства.

Результат программы

К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать:

- правила исполнения поклона;

- направление движения;

- последовательность исполнения движения;

- правила поведения при работе друг с другом и в группе;

- постановку спины и головы;

- построение в шеренгу, круг, шахматный порядок.

Должны уметь:

- согласовать свои движения с музыкой;

- ходить легко, ритмично, бегать быстро с высоким подъемом ног, скакать с ноги на ногу, выполнять движения различного характера, пружинить на ногах;

- передавать игровые образы различного характера;

- строить совместно с группой ровный круг;

расходится из пар в разные стороны;

- сидя на коврике держать спину ровно;

- реагировать на замечания, менять исходные положения по необходимости;

- начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки.

Компетенции и личностные качества, сформированные и развитые у учащихся в результате освоения программы стартового уровня.
В результате занятий по программе у учащихся сформированы общекультурная и коммуникативная компетенции; развиты такие личностные качества как дисциплинированность, аккуратность, внимание. Развито ответственное отношение к занятиям; осознание коллективного принципа занятий хореографией. Сформирована культура общения и поведения в коллективе.
Приобретена устойчивая мотивация к творческой деятельности, к расширению кругозора, формированию музыкальной, художественно- эстетической культуры.
Учащимися освоены такие способы деятельности как умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать в группе.
По итогам освоения стартового уровня программы учащимися освоены начальные, минимальные хореографические знания, умения, навыки; приобретен опыт творческой деятельности.

Особые условия проведения

Дополнительная общеразвивающая программа «В ритме танца» образцового хореографического ансамбля «Калинка» предназначена для учащихся 6 – 17 лет. Это достаточно большой отрезок времени, за который учащиеся проходят путь от младшего школьного возраста до подросткового и старшего возраста.

Педагог в своей деятельности должен обязательно учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся. Выбор форм и методов обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы, её особенности.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа.

Форма обучения очная, групповая, что обосновывается спецификой профиля деятельности (хореографии). Состав групп учащихся одновозрастной, постоянный, равноуровневый (по уровню подготовки и хореографических способностей учащихся).

В коллектив принимаются все желающие дети в свободной форме, без конкурсного отбора, не имеющие медицинских противопоказаний, желающие научиться ритмично, грациозно двигаться в соответствии с различным характером музыки и выступать перед зрителями, в группы с постоянным составом согласно возрасту, по 20 – 25 человек в группах 1 года обучения. Педагог составляет группы, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей. Для постановки танца педагогу необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если занятие проводится с "меланхоликом", то танец будет выбран на медленную музыку, которая будет являться отражением лирического образа, но такой танец противопоказан "холерикам«. Не менее важно, чтобы заложенные в танец мысли, воссозданные реальные события или сказка волновали детей, были очень близки к их душевному миру. Ведь дети чутки не только к внешней стороне танца, но и к идеям, к нравственному заряду каждой картины, потому что они хотят и делают это для себя, для своей души.

Руководитель может привлекать учащихся старшей группы, как инструкторов для проведения занятий с младшими обучающимися, под руководством педагога. Это стимулирует детей: старшие стремятся показать свои навыки, младшие тянуться за ними.

Программа «В ритме танца» достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий подход. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка.

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение.
Материально-техническое:
- большое, светлое и хорошо проветриваемое помещение;
- раздевалка;
- соответствующее оборудование (станки, зеркала);
- костюмы и обувь для занятий и танцевальных номеров для концертных выступлений;
- определенные источники финансирования для пошива костюмов и обуви, поездок на различные конкурсы и фестивали (проживание, питание, транспорт), аренда зала для выступлений;
- концертный зал для выступлений.
Информационное:
- DVD – проигрыватель(звуковоспроизводящая и звукозаписывающая техника);
аудио- и видеотека; фотоаппаратура.