«Зеленая школа»

Новизна данной программы заключается в практической направленности деятельности обучающихся, участие воспитанников в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков. Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие воспитанников в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу детей на качественно более высокий уровень. Именно исследовательская деятельность может помочь ребятам выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем устранить их.

преподаватели

Руководитель кружка «Зелёная школа» Татьяна Сергеевна Танченко. Татьяна Сергеевна учитель биологии и экологии высшей категории. Педагогический стаж 34 года. Заслуженные звания: эколог года Подмосковья 1997, 2002 года; Заслуженный работник образования М.О., Лауреат именной премии Губернатора Московской области Б.В. Громова, награждена медалью «850 лет Москве», нагрудным знаком «70 лет образования Московской области», знаком Губернатора Московской области «Благодарю», Золотым знаком Всемирной скаутской организации. Имеет грамоты Министерства образования Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Московского областного Комитета по делам молодежи, Главы г. Ивантеевки. Победитель ПНПО 2007 года (федеральный уровень) и 2011 года (региональный уровень), Победитель Конкурса на звание «Лучший учитель – предметник» 2016 год.

Содержание программы

1. Введение. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Правила по БДД. (Теория 1 час).
2. Исследовательская деятельность с биологическими объектами. (Теория 1 час).
3. Исследовательская деятельность в полевых условиях.
Особенности строения цветков и их опыления. «Особенности строения цветков и особенности их опыления насекомыми». (Теория 1 час)
Особенности строения цветков клевера (люцерны). Особенности опыления цветков (клевера, люцерны) насекомыми. Оформление дневника наблюдений. Оформление результата опыта. (Практика 1 час).
4. Гербаризация растений. Методика гербаризации. Гербарная этикетка. Оформление гербарного листа. Значение гербария. (Теория 1 час)
Оформление гербарных листов по определенным группам растений. Оформление гербарных листов и создание тематического гербария. (Практика 1 час).
5. Разнообразие растительного мира родного края.
Беседа «Удивительный и загадочный мир растений» (Теория 1 час)
Озеленение школы (Практика 1 час).
6. Микроскопирование разных групп организмов и тканей животных.
Изучение простейших способов окраски препаратов и методов микроскопирования. Основные способы и особенности микроскопирования растений, животных. (Теория 1 час)
Способы приготовления временного микропрепарата. Окрашивание микропрепаратов растений доступными способами окраски препаратов. (Практика 2 часа).
7. Опытническая работа на пришкольном участке.
Размер выборки и опытного участка. Биометрические показатели растений и животных. (Практика 2 часа).
8. Экология нашей местности.
Особенности местного ландшафта. Определение температурного и ветрового режима в городе. Бытовой мусор. Проблема его утилизации. (Теория 1 час)
Просмотр документального фильма «Мусор.» (Практика 1 час).
9. Изучение биоценоза водоемов города. Анализ воды.
Изучение биоценоза водоемов города. Методы отбора проб воды для изучения и микроскопирования. (Теория 1 час)
Изучение водяных растений и водных беспозвоночных пресноводных водоемов. (Практика 1 час).
10. Изучение почвы. Мрниторинг.
Виды почв. Изучение карты почв Подмосковья. (Теория 1 час)
Изучение почвы на различных ландшафтах города. (Практика 1 час).
11. Уникальный мир живой природы.
Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах. Рекорды животного и растительного мира. (Теория 1 час).
Изучение растений классного уголка. (Практика 1 час).
12. Животные в природе нашего края.
Беседа «О братьях наших меньших», викторина «Угадай-ка», Ролевая игра «В мире животных». (Теория 1 час)
Конкурс игра «Удивительный мир природы». Экологическая игра «Птичья школа». (Практика 1 час).
13. Туристско-краеведчемкая деятельность.
Формы туристско-краеведческой деятельности. Изучение истории родного края. (Теория 2 часа)
Ориетирование по компасу. Сборка/разборка палатки. Приготовление пищи в полевых условиях. (Практика 2 часа).
14. Научно-исследовательская экспедиция (поход).
15. Круглый стол для подведения итогов исследований с биологическими объектами.

Цели программы

Создание благоприятных условий для развития интереса к охране окружающей среды и исследованию природы, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, формирование экологического сознания подрастающего поколения, обеспечивающего выбор целесообразного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе.

Результат программы

Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты курса основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Обучающиеся научатся:
• Изготавливать гербарий, поделки из природного материала, экологические памятки;
• Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы;
изучат:
• Главные особенности природы своей местности;
• Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
• Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
• Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
• Понятие об экологическом кризисе;
• Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения.
• Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

Обучающиеся получат возможность научиться:
• Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
• Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
• Изготовлять газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
• Оценивать правильность отношения человека к природе ;
• Подбирать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
• Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
• Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
• Проводить опыты в домашних условиях.
• Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
• Проводить подкормку птиц;
• Охранять растения и животных;
• Озеленять территорию школы;
• Выполнять исследовательские проекты, отстаивать свою позицию.

Особые условия проведения

Программа разработана на 1 год в объёме 36 часов, занятия проходят 1 раз в неделю, время занятий 1 академический час. Курс предназначена для работы с детьми 11– 15 лет.

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет, площадью не менее 45 кв.м.
Перечень методического и материально-технического обеспечения программы:
Демонстрационный материал (иллюстрации, гербарий, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);
Раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);
Модели, макеты.
Часовые стекла
Предметные стекла
Покровные стекла
Пипетки
Пинцет анатомический
Препаровальная игла
Набор для диссекции
Энтомологический сачок
Булавки
Пластиковые банки для сбора живого материала
Бумага фильтровальная
Пробирки пластиковые
Спиртовка лабораторная
Чашка Петри
Набор химической посуды
Лупа лабораторная
Гербарный пресс (гербарная сетка)
Совок/стамеска/копалка металлическая
Рулетка 10 м
Секатор
Палатка туристическая
Котел туристический
Тент полиэтиленовый
Костюм противоэнцефалитный
Лодка надувная
Спасательные жилеты
Компас
Спутниковый навигатор
Приборы радиосвязи
Комплект определителей и атласов живых организмов
Учебные таблицы по биологии (комплект)
Справочные биологические коллекции
Набор микроскопических препаратов
Дальномер
штангенциркуль/мерная вилка
Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.
Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)
Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)
Необходимое оборудование, реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)
Компьютер, программы, необходимые для обработки статистического материала (например, программа БИОСТАТ)
Компьютеры, принтер, сканер.
Цифровой фотоаппарат.
Медиапроектор
Экран переносной.
Стенды для выставок.
Инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты, канцелярские принадлежности)
Расходные материалы
Учебно-вспомогательные помещения: кабинет биологии, библиотека, учебно-опытный участок.