Вокальный ансамбль

Дополнительная образовательная программа является модифицированной, адаптированной, составленной на основе типовой программы для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных щкол и школ искусств (М. "Просвещение«1988г.), авторской программы Н.Д. Прокопенко, дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой, программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова, «Хоровое пение» Е.В. Жарова, методика Карла Орфа и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, подобные программы не встречались.

Новизна программы

Особенность программы в том, что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Вокал. Сольное пение. Вокальный ансамбль» направленная на духовное развитие обучающихся.

Особенность программы в том, что она универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей.

Эстрадным вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких телевизионных проектов как «Фабрика звезд», «Народный артист», «Секрет успеха» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Проблема в том, что далеко не у каждого из ребят, стремящихся научиться петь, есть ярко выраженные вокальные способности.

Педагогическая целесообразность программы. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом, сольным пением, в вокальном ансамбле – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

преподаватели

Демина Ирина Константиновна

Содержание программы

I.Пение как вид музыкального искусства.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. 

1.2.Диагностика. Прослушивание детских голосов 

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. 

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. 

II Вокальная работа в ансамбле.

2.1.Певческая установка.

2.2.Дыхание.

2.3.Атака звука.

2.4.Артикуляция.

 

2.5. Дикция.

III Распевание хора.

3.1.Система упражнений (комплекс).

1. Артикуляционная гимнастика помогает включить в работу весь корпус, мимические мышцы лица и весь голосовой аппарат. Так как с помощью нее прорабатываются все мышцы, кровь приливает к этим частям тела и даёт положительный результат.

2. Упражнения на развитие дыхания. Помогают в освоении правильного певческого дыхания, раскрепощают ребёнка и избавляют от зажатости. Происходит работа через ассоциативное восприятие, что помогает в осознании дыхательной работы на доступном уровне.

3. Интонационно-фонетические упражнения. Помогают понять переход от разговорной речи к певческой деятельности. Сглаживание регистров.

4. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Разогрев голосовых связок. Сглаживание регистровых переходов. Расслабление в работе гортани.

5. Вокально- интонационные упражнения. Это распространённые вокальные упражнения, но выполняющиеся с теми же задачами, что стояли в предыдущих упражнениях и с теми же ощущениями. Пение на одном звуке, пение в пределах квинты. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса и т.д. Каждое занятие начинается с этого комплекса упражнений, рассчитанного на 15 минут. После этого идёт работа над произведениями, в которых выполняются те же задачи, формируются те же ощущения, знания, умения и навыки.

3.2.Фонопедическая система В.Емельянова.

 

IV Работа над ансамблевым строем.

4.1 Ансамбль.

 

4.2Строй.

V. Ансамблевый репертуар.

5.1.Стили произведений.Хоровой коллектив в своём репертуаре должен иметь произведения, как современных авторов, так и классиков. Обязательным условием является исполнение русских народных песен. Можно включать в репертуар произведения других народов. Полезно изучать произведения разных жанров и стилей, что сделает репертуар разнообразным и интересным для учащихся.

5.2.Разучивание произведений.Для этого надо, чтобы учащиеся поняли, чего хочет от них добиться руководитель. А для этого нужно научить детей понимать язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения» и т.д. Впервые два года работа с произведениями идёт с голоса. На последующих годах обучения желательна работа с нотным текстом. Разучивание песни происходит по мотивам, затем по фразам, предложениям и т.д. Анализ словесного текста и его содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики. При разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой хора. После разучивания произведения обязательно следует проводить индивидуальный опрос, помогающий выяснить качественный уровень выученного произведения и планирования работы дальше.

Цели программы

Развитие музыкальных способностей детей посредством обучения вокально-песенному искусству.

Результат программы

В результате изучения курса «Вокал. Сольное пение. Вокальный ансамбль.» ученик должен овладеть следующими навыками:

1. Иметь навык правильной певческой постановки.

2. Уметь петь, вместе ориентируясь на дирижёрский жест.

3. Знать элементы музыкальной грамоты.

4. Владеть навыком пения без сопровождения.

5. Исполнять свою партию в двухголосном произведении.

6. Знать все музыкальные произведения, изученные в классе

Особые условия проведения

Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Материально-техническая база

Кабинет музыки, музыкальная аппаратура, актовый зал