«Юный астроном»

Астрономия – неотъемлемая часть становления мировоззрения у детей. Школьная программа сегодня не дает глубоких астрономических знаний при обучении учащихся. Кроме того, наблюдения звездного неба дает мощный эмоциональный заряд любому человеку. Данная программа в доступной форме познакомит детей с азами астрономии, поможет понять устройство окружающего мира, поддержит исследовательский интерес. В ходе работы кружка дети получат возможность знакомиться с созвездиями звездного неба, с легендами и мифами, связанными с созвездиями, первичные знания об окружающем мире. По результатам изучения курса учащиеся будут уметь: пользоваться телескопом, биноклем, подвижной картой звездного неба, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе. Такие формы работы дают возможность развивать любознательность, удивлять, вызывать множество вопросов об особенностях окружающего нас мира.

преподаватели

Алыкова Людмила Вадимовна, учитель физики, высшей квалификационной категории

Содержание программы

Модуль 1

I. Астрономия- наука о небесных телах ( 4ч)

Что изучает астрономия, способы и особенности астрономических исследований. Знакомство с историей развития астрономии и астрономических приборов. Знакомство с моделями приборов самостоятельное изготовленных руками учащихся.

II Звездное небо над головой.( 20ч)

Мифы звездного неба, звездное небо в различные времена года, на разных географических широтах, небесная сфера. Разнообразие в мире звезд. Эволюция звезд, эволюция Солнца. Масса, размеры, светимости звезд. Наш адрес во Вселенной. Наша Галактика. Начальные сведения о разнообразии галактик. История изучения галактик
III Солнце и солнечная система ( 8ч)

Астрономия начинается с земли. Первые представления о Земле, модели мира, размер и форма Земли. Солнечная система. Планеты и их спутники, система Земля-Луна,

 

Модуль 2

III Солнце и солнечная система ( 16ч)

малые тела Солнечной системы, Солнце Строение, источники энергии Солнца.

IV Развитие астрономии как науки.( 8ч)

Знакомство с историей астрономических открытий. Великие астрономы. Освоение Вселенной. Происхождение Солнечной системы. Много ли мы знаем о Вселенной. Есть ли жизнь в других звездных системах и где ее можно обнаружить

V Освоение космоса ( 12ч)

Изобретатели космических ракет. Первые полеты в космос. Россия – родина первого космонавта. Космические исследования Луны и планет. Современные космические проекты.

VI Итоговая работа (4ч)

Цели программы

Цель программы: развитие познавательных интересов в области астрономии, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации; сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

Конкретизация цели

1. получение представлений о роли астрономии в познании мира, физических и математических методах исследования и наблюдении;

2. реализация полученных знаний через участие в олимпиадах и конкурсах по астрономии и научно-практических конференциях различного уровня сложности.

Результат программы

Личностные:

· развитие готовности и способности обучающихся к личностному самоопределению;

· развитие стремления к экспериментальной и исследовательской деятельности;

· развитие умения работать в коллективе, выслушать и объективно оценить другое мнение;

· развитие внимательности, усидчивости, пунктуальности;

· развитие интереса к получению новых знаний в неизведанных областях

Метапредметные:

· овладение обучающимися межпредметных понятий;

· формирование умения планировать свою деятельность и организовывать сотрудничество с педагогом и сверстниками ;

· формирование умения выстраивать собственную траекторию развития.

Предметные:

· формирование умения применять полученную информацию по астрономии в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях ( овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

· формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли астрономии для развития других естественных наук, техники и технологий;

· развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов астрономии;

формировать умение пользоваться простейшими астрономическими приборами и инструментами.

Материально-техническая база

Занятия проходят в кабинете физики, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, стандартным набором лабораторного оборудования (наборы для демонстрации опытов, телескопом). Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён компьютером, проектором, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы (из медиатеки школы)