Дополнительная общеразвивающая программа «Первые шаги в науку»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Первые шаги в науку» имеет естественно-научное направление (стартовый уровень) и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области проектирования. Сегодня в МОУ СОШ № 17 есть все возможности для развития проектного мыш-ления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной. Программа построена на основе системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной основе и нацелена на формирование у обучающихся проектных умений минимального уровня сложности. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся.

преподаватели

Аверкина Д.И.       Костина В.Ф.

Крицкая С.Е.         Колбаско О.А.  

Гришина С.М.        Гребенькова О.Л.

Куликова О.С.       Митрофанова И.Ю. 

Шумов О.Ю.          Родионова Т.П.

Расписание

Аверкина Д.И. вторник. среда 16.00-17.00          Костина В.Ф.вторник, пятница 16.00-17.00

Крицкая С.Е. вторник, четверг 15.00-16.00         Колбаско О.А. понедельник 15.00-16.15

Куликова О.С. понедельник 14.00-15.15             Митрофанова И.Ю. среда, пятница 15.30-16.30

Гришина С.М. вторник, четверг 16.00- 17.00       Гребенькова О.Л. вторник, среда 15.00-16.00

Содержание программы

Содержание программы

 


п\п
Наименование

раздела, темы
Содержание
Основные виды деятельности

обучающихся (УУД)
1.
Введение в проектную деятельность – 1 час
Теория

Знакомство с понятием проект

Практика

Выполнение мини-проектов «Обложка моей тетради»

Самостоятельная работа

Выполнение мини-проектов «Образ моего имени»
Смыслообразование (Л)

Формулирование познавательной цели (П)

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П)
2.
Виды проектов – 2 часа
Теория

Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности

Практика

Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки)

Самостоятельная работа

Выбор вида проекта
Классификация объектов (П)

Выбор оснований и критериев для сравнения; доказательство (П)
3.
Этапы проекта – 18 часов
3.1.
Постановка проблемы – 2 часа
Теория

Понятие проблемы проекта

Составление «Ромашки» - 6 П проекта:

Проблема
Планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио проекта
Практика

Определение значимых проблем Центра (школы): мусор, дисциплина, гардероб, сменная обувь.

Самостоятельная работа

Определение цели и задач проекта
Подведение под понятие, выведение следствий (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Постановка вопросов

(К)
3.2.
Планирование 2 часа
Теория

Значение планирования в проектной деятельности

Практика

Составление плана мини-проекта. Детализация планов конкретных проектов

Самостоятельная работа

Составление плана работы над проектом
Определение цели, функций участников, способов взаимодействия (К), (Р)

Планирование (Р)
3.3.
Поиск информации и ее обработка – 3 часа.
Теория

Виды информации и способы ее получения

Практика

Обработка информации (статистическая и аналитическая).

Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными.

Самостоятельная работа

Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе.
Поиск и выделение информации (П)

Постановка вопроса

(К)

Анализ, синтез (П)
3.4.
Реализация проекта – 6 часов
Теория

Значение графика работ для выполнения плана проекта

Практика

Консультации руководителя проекта по вопросам:

1. Поиск и отбор информации. Составление плана-графика реализации проекта

2. Формирование структуры проекта

3. Работа над содержанием проекта.

4. Составление отчета о ходе реализации проекта

Самостоятельная работа

Работа над проектом
Планирование, контроль (Р)

Поиск и выделение информации (П),

Постановка вопроса (К)

Построение логической цепи доказательств (П)

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К)
3.5.
Презентация проекта – 3 часа
Теория

Требования к презентации проекта. Выбор формы презентации проекта. Плакат, буклет, сценарий, информация на сайт, статья в газету, доклад, презентация, стенгазета и др.

Практика

Выбор формы и отработка презентации проекта: стендовый доклад, театрализованное выступление, презентация и т.п.

Самостоятельная работа

Подготовка презентации проекта
Нравственно-этическое оценивание (Л)

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К)

 

3.6.
Коррекция проекта, самооценка и рефлексия – 2 часа
Теория

Для чего нужна коррекция проекта

Практика

Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом

Самостоятельная работа

Выполнение коррекции проекта. Составление аннотации.
Коррекция и оценка, волевая саморегуляция (Р)
4.
Портфолио проекта – 10 часов
4.1.
Требования к оформлению проекта – 3 часа
Теория

Требования к оформлению проекта

Практика

Отбор содержания для портфолио

Самостоятельная работа

Оформление портфолио проекта
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К)

Контроль, оценка, волевая саморегуляция (Р)

Знаково-символические, моделирование (П)

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К)
4.2
Оформление портфолио проекта – 5 часов
Теория

Материалы и способы оформления портфолио

Практика

Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ. Консультация руководителя проекта

Самостоятельная работа

Оформление портфолио проекта. «Сборка» портфолио проекта

 

Знаково-символические, моделирование (П)

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К)

Контроль, оценка, волевая саморегуляция (Р)

 

4.3
Презентация проекта – 3 часа
Теория

Требования к презентации

Составление презентации

Практика

Презентация проекта

Самостоятельная работа

Отработка презентации проекта

Доработка портфолио проекта
Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К)

Контроль, оценка, волевая саморегуляция (Р)
5.
Паспорт проекта – 5 часов
Теория

Структура паспорта проекта. Отбор материала для заполнения паспорта проекта.

Материалы и способы оформления портфолио. Знакомство с существующими портфолио проектов и исследовательских работ. Консультации руководителя проекта.

Практика

Заполнение паспорта проекта

«Сборка» портфолио проекта

Самостоятельная работа

Оформление паспорта и портфолио проекта

 

 

Цели программы

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно - исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие:

- формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

Результат программы

Ожидаемые результаты и способы их проверка

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта коллективного решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода проектов в самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов предполагает получение обучающимися самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально техническое обеспечение

Занятия в объединении проводятся на ОУ.

Рабочие места учащихся укомплектованы столами и стульями.

Для осуществления образовательного процесса по программе необходимы:

- компьютер, принтер, сканер,

- мультмедиапроектор,

- документкамера.

Обеспечение программы методическими видами продукции ко всем темам, книги, журналы.

Стоимость

В соответствии с утвержденной сходимостью.