Дополнительная общеразвивающая программа «Юные экскурсоводы»

Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить обучающихся с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине. Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в школе предполагает обучение учащихся школы основам экскурсионного дела. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия им музейной культуры. Кроме того, школа юного экскурсовода призвана научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда. Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод) обогащает жизненный опыт обучающихся, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе.

преподаватели

Лебедева Инна Алексеевна

Расписание

понедельник, четверг 15.00-16.00

Содержание программы

Содержание программы

 


Тема 1. История музейного дела

Начало коллекционирования древностей. Создание крупных публичных музеев. Экскурсия в краеведческий музей. Беседа с сотрудником краеведческого музея об его истории создания, формировании его коллекций. Викторина по музеям нашей страны.

Тема 2. Основы теории и организации музейного дела

Музей и краеведение. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Экскурсия по экспозиции.

Тема 3. Работа школьного музея

Положение о школьном музее. Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Оформление текстов. Путеводители и каталоги. Фонды музея и их значение. Подготовка экскурсии для членов кружка. Экскурсия для членов кружка.

Тема 4. Военно-патриотическая работа

Край в гражданской войне. Край в Великой Отечественной войне. Знатные земляки – герои войны и труда.

Тема 5. Экспозиционная работа

Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико-экспозиционный комплекс. Анализ содержания, приемов построения и оформления экспозиции. Научная разработка и построение стационарной выставки. Отработка этапов и приемов экспозиционной работы. Создание выставки-передвижки.

Тема 6. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий

Что такое экскурсия. Порядок подготовки и проведения экскурсии. Распределение экскурсионных тем и составление ее плана. Отбор экспонатов и составление маршрута.

Работа над содержанием экскурсии. Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов. Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Составление текстов экскурсий. Прослушивание и обсуждение всех подготовительных экскурсий. Проведение экскурсий по школьному музею. Итоговое занятие.

 

Цели программы

Цель программы: обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся черезсоздание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся средствами экскурсионной работы.

Результат программы

Планируемые результаты

 


Личностные

у обучающихся будут сформированы:

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

формирование способности к эмоциональному восприятию культурного и исторического наследия города;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания.
способность продолжать изучение краеведения, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения.
Предметные

составлять экскурсионный маршрут по школьному музею и поселку;
строить экскурсионный маршрут по карте; выделять остановки маршрута; отбирать материал для составления экскурсий;
самостоятельно разрабатывать экскурсионные маршруты в школьном музее в соответствии с различными тематиками.
Обучающиеся получат возможность научиться:

использовать интернет ресурсы для отбора и структурирования необходимой информации
использовать навыки исследовательско-поисковой деятельности.
Метапредметные

интеллектуальные:

обучающиеся научатся:

выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
 объективную трудность и собственные возможности её решения;

формирование способности к проектированию экскурсионного маршрута. 
 Обучающиеся получат возможность научиться:

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
осуществлять промежуточный контроль выполнения проекта;
формулировать промежуточные цели и задачи проекта.
коммуникативные:

обучающиеся научатся:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
 позиций и учёта интересов;

работать индивидуально;
презентовать результат проекта в виде очной экскурсии перед аудиторией сверстников.
Обучающиеся получат возможность научиться

 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учебно-организационные:

обучающиеся научатся:

работать с информацией: поиск, запись, восприятие в том числе средствами ИКТ;
применять правила и пользоваться инструкциями;
использовать продукты реализованных ранее проектов экскурсий. 
Обучающиеся получат возможность научиться:

строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии и выводы;
видеть связь материалов экскурсий в других предметах таких, как краеведение, история, география, литература, обществознание;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
 исследовательского характера;

интерпретировать информацию, структурировать ее согласно формату экскурсии.

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Занятия проводятся в школьном музее. Музей размещается в комнате площадью 18 кв.м. на втором этаже школы. Материально-техническая база представлена компьютером, проектором, звуковыми колонками, экраном, фортепиано, методическая литература. В музее имеются постоянные и сменные экспозиции, которые размещены на настенных стендах и в специальных витринах.

 

Стоимость

В соответствии с утвержденной сходимостью.