«Школа астронома» (на базе Чернореченской ООШ)

Программа «Школа астронома» является актуальной т.к. привлекает занимающихся к исследованиям, показывает связь между науками, поддерживает стремление к познавательной деятельности.

Предложенная программа способствует усвоению детьми знаний о звёздном небе, о различных астрономических явлениях, о планете Земля и других планетах Солнечной системы; о взаимосвязи различных явлений природы, в том числе и в космическом пространстве, а также о месте человека в окружающем мире.

преподаватели

Занятия по реализации программы ведет Маркова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования

Расписание

Занятие проходит два раза в неделю, по 2 академических часа.

Содержание программы

1. Введение. Что такое астрономия. (4ч)

Знакомство с работой кружка. Что изучает астрономия? Предметом изучения астрономии являются небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдение – основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.

Форма подведения итогов: беседа

2. Человек и космос. (30 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Первый полет человека в космос. Как человек изучает космос сегодня. Основные направления международного сотрудничества в космосе. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.

Практические занятия: моделирование космических кораблей.

Форма подведения итогов: рисунок.

3. Солнечная система. (34 ч)

Общее представление о строении Солнечной системы. Звезды самосветящиеся небесные тела. Солнце – самая близкая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Первоначальные представления о форме и размере Солнца. Расстояние до Солнца. Температура Солнца. Движение Солнца. Строение Солнца. Что такое солнечные пятна. Планеты Солнечной системы. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года.

Практические занятия: Построение модели Солнечной системы. Определение положения Солнца в течение дня с помощью гномона Наблюдение и зарисовка фаз Лун.

Форма подведения итогов: практическая работа.

4. Малые тела Солнечной системы. (22 ч)

Астероиды – крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.

"Хвостатые светила"- кометы. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян.

Форма подведения итогов: рисунок.

5. Вселенная. (30ч)

Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды – галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.

Звезды – далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. Какие созвездия называются зодиакальными.

Практические занятия: Знакомство с картой звездного неба. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта

Форма подведения итогов: беседа

6. Экскурсии (10 ч)

Заочные экскурсии в планетарий, музеи космонавтики. Заочная экскурсия "Крупнейшие обсерватории мира".

Форма подведения итогов: викторина.

6. Великие ученые-астрономы. (14 ч)

Какие известные ученые разных стран в разное время пытались изучать астрономию, космические тела, явления. Изучение биографии ученых-астрономов и их открытий в этой области.

Форма подведения итогов: сообщение.

Цели программы

Повышение естественнонаучной грамотности занимающихся. Привлечение детей к познанию планеты Земля.

Результат программы

Планируемые результаты:

Личностные

формирование у детей мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию.
развитие познавательных навыков учащихся,
развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные

Регулятивные

учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом и одногруппниками;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;
Познавательные

умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения заданий с использованием разной литера­туры;
осуществлять смысловое чтение художественных и познава­тельных текстов,
выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;
Владение основами проектной деятельности
Коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться напозицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Особые условия проведения

Состав группы является основным, постоянным. В состав группы могут входить учащиеся разного возраста. На занятии дети могут работать индивидуально, парами, группами.

Материально-техническая база

- Занятие проводится в классе дополнительного образования.

- Оборудование: доска, карты, проектор, плакаты, макеты.

Видео