ДДЮТ ДООП «Умелые ручки» ПФДОД

Рукоделие развивает в учащихся трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, занятия рукоделием развивает мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка. Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из видов рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

преподаватели

Жуйкова Татьяна Валентиновна – педагог дополнительного образования, руководитель коллектива «Умелые ручки» на базе МБОУ СОШ № 2 имени Короленко В. Г. Профессиональное мастерство педагога, знания, стремление к творческому поиску позволяют добиваться хороших результатов в своей работе.

При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Рукоделие» коллектива «Умелые ручки» организовываются и проводятся коллективные мероприятия. Работа педагога, направлена на плодотворное сотрудничество с обучающимися и тесное взаимодействие с родителями.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Ознакомление детей с особенностями занятий в коллективе.
Теория: Правила поведения в детском коллективе. Правила поведения в образовательном учреждении. Бережное отношение к имуществу. Соблюдение требований по технике безопасности.
Исходный уровень обучающихся по учебной программе.
Практика: Анкетирование. Мониторинг результатов обучающихся, по программе.

2. Работа с природным материалом. 
Правила составления композиций из сухих цветов. Разновидности композиций. Миниатюрные композиции цветов из шишек; композиции из веток, мха, трав. Принципы построения композиции: симметричный и асимметричный. Различные способы распределения материала и применение разных флористических техник. Материалы. Способы заготовки природных материалов. Правила их хранения и обработки. Инструменты и приспособления. Безопасные приёмы выполнения технологических операций.

3. Художественно – техническое моделирование из бумаги и картона путём складывания.
Знакомство с историей появления бумаги. Основные свойства бумаги и картона. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения работ из бумаги. Демонстрация приемов работы с бумагой. Виды аппликации (предметная аппликация, декоративная аппликация, сюжетная аппликация). Оригами. История возникновения оригами. Виды бумаги для работы в технике оригами. Знакомство с азбукой оригами. Знакомство с основными базовыми формами.

4. Работа с разными материалами. 
Технология изготовления разнообразных рамочек для фотографий. Виды рамочек для фотографий. Демонстрация разнообразия рамочек, выполненных своими руками. Изготовление новогодних поделок из разных материалов. Правила техники безопасности.

5. Работа с гипсом.
История возникновения лепки. Изучение центров народных промыслов. Материалы и инструменты для работы с гипсом. Правила их использования. Особенности сушки, хранения и раскрашивания. Изучение литературы по лепке. Правила техники безопасности. Выбор вида и способа выполнения работы.

6. Работа с бросовым материалом.
История утилизации мусора. Вторая жизнь твёрдых бытовых отходов.

7. Работа с нитками.
Знакомство с историей народного промысла, вышивкой разных народов мира. Актуальность вышивки в современной жизни. Материалы и инструменты для вышивания. Инструктаж по технике безопасности.

8. Работа с бисером. Плетение из бисера простейших фигурок.
История возникновения бисера и стекляруса. «Экскурс в мир бисера». Теоретические сведения. Актуальность промысла в современной жизни. Материалы и инструменты для бисероплетения. Инструктаж по технике безопасности.
Плоские фигурки из бисера. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.

9. Работа с древесиной.
Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревообработка – одна из древнейших профессий. Основные породы деревьев. Пороки древесины. Материалы на основе древесины. Свойства древесины. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Приспособления для работы с древесиной.

10. Работа с тканью. Знакомство с напёрстком. Обработка ткани. Практическое знакомство с видами швов.
Знакомство с историей возникновения ткани. Виды швов. Знакомство со швами, используемых в пошиве мягкой игрушки. Знакомство с напёрстком.

11. Работа с красками и восковыми мелками. Батик.
История возникновения батика. Искусство зарождения батика. Идея сохранения, возрождения и развития народной культуры. Материалы и инструменты. Виды батика.

12. Роспись по стеклу. Витраж.

Первые упоминания о витражах в истории. Лучшие витражи. История витражей. Роль и значение витража в современном интерьере. Классические витражи. Виды витража. Происхождение термина витраж.

13. Безопасность дорожного движения.
«Наша улица: проезжая часть, перекрёсток, тротуар, пешеходный переход. Разметка проезжей части»; "Безопасная дорога в школу и обратно";
"Регулирование дорожного движения (сигналы светофора, переход улиц при регулировании движения регулировщиком. Жесты регулировщика.)";
"Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационные"; Конкурсная программа "Знающий пешеход".

14. Подведение итогов. Выставка. Слайд – шоу. Мини праздник "Овация".
Организация выставки детских работ. Мастер класс для родителей. Выставка. Слайд шоу. Мини праздник "Овация".

Цели программы

Цель программы – формирование ценностного отношения обучающихся к творчеству через занятия декоративно – прикладным искусством – рукоделием.

Результат программы

В результате обучения к концу года обучающиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин, бисер, гипс;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы; кисточка для клея, игла, наперсток, проволока, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет для рукоделия, спиннер;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

В результате обучения к концу года обучающиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место;
- поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, экономно расходовать материалы;
- соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками «через край», «петельный шов», "шов вперёд иголку";
- самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, схеме, шаблону, по собственному замыслу).

В результате обучения к концу года обучающиеся научатся:
- правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки материалов;
- изготавливать изделия по образцу, схеме, шаблону, инструкционной карте;
- делать аппликации;
- составлять различные композиции из ткани, ниток, ракушек, бисера, соломки, гипса, шпона, пуговиц и других материалов;
- выполнять работу в технике оригами;
- выполнять плетение из бисера по схемам;
- оформлять открытки;
- делать паспарту.

Особые условия проведения

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа предназначена для детей от 6, 5 лет до 8 лет.

Данная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа), носит общеразвивающий характер, позволяющий освоить программу каждому обучающемуся. Занятия проводятся 1 раза в неделю, по 2 часа, что за учебный год составляет 72 часа – на учебную группу. В течение занятия проводятся динамические физкультминутки.

Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Состав группы постоянный.

Материально-техническая база

Для повышения качества работы большую помощь мне оказывают технические или, как их ещё называю аудиовизуальные средства обучения.
Качество проведения занятия зависит от изложения, от умения сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:
• являются источником информации;
• рационализируют формы преподнесения информации;
• повышают степень наглядности;
• организуют и направляют восприятие;
• обогащают круг представлений обучающихся, удовлетворяют их любознательность;
• создают эмоциональное отношение к изготовлению новой поделки;
• усиливают интерес обучающихся;
• активизируют познавательную деятельность обучающихся.
Информационное:
Материалы для теоретических занятий:
- папки с рисунками и шаблонами;
- учебные и наглядные пособия;
- художественные альбомы и репродукции;
- журналы и книги;
- иллюстрации фотографий, образцы изделий;
- методические разработки: пособия, тесты, схемы, логические игры, физкультминутки.
- DVD; CD; видео и аудио материалы, и соответствующая техника для них.