Здоровята

Цель программы: профилактика сколиоза, плоскостопия и бронхо-легочных заболеваний детей дошкольного возраста средствами лечебной физкультуры. Программой подобраны специальные физические упражнения, которые являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки.

Данная программа имеет стартовый уровень и предлагается как самостоятельный курс освоения физкультурно-спортивной деятельности. Программа разработана для детей дошкольного возраста, предполагая занятия ЛФК на протяжении одного года. Программа направлена на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода и соответствующих видов деятельности.

преподаватели

Королёва Галина Александровна, педагог высшей квалификационной категории

Содержание программы

Содержание учебного плана.

Тема 1. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности

Теория: Знакомство с целями и задачами объединения. Режим работы. План занятий. Пожарная безопасность. Правила поведения на занятиях.

Практика: Игра «Пожарные».

Тема 2. Правила дорожного движения

Теория: Правила поведения на дорогах. Понятие «Проезжая часть». Светофор. Пешеходный переход. Дорожные знаки. Дорожная разметка. Первая медицинская помощь.

Практика: Эстафета «Зебра». Соревнование «Дорожные знаки». Игра «Скорая помощь». Игра «Дорога».

Тема 3. Знания о составляющих здорового образа жизни

Теория: Здоровый образ жизни. Правильное питание. Основы личной гигиены. Рациональный режим дня. Полезные и вредные привычки.

Тема 4. Точечный массаж

Теория: Массаж. Самомассаж. Роль точечного массажа в укреплении здоровья. Биологически активные точки. Как правильно выполнять точечный массаж.

Практика: Стимуляция биоактивных зон на теле специальным способом в определенной последовательности.

Тема 5. Упражнения дыхательной гимнастики

Практика: Грудной и брюшной тип дыхания (в положении стоя).  Смешанный тип дыхания в положении стоя и лежа. Дыхание во время ходьбы:  на три  шага – вдох на пять шагов – выдох, на три шага – вдох, на два – выдох. Дыхательные упражнения во время ходьбы с движениями рук назад, в стороны, вверх. Дыхательные упражнения во время ускоренной ходьбы.

Тема 6. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника

Практика: Подъем рук вверх и опускание вниз, стоя у стены и касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередный подъем согнутых прямых ног, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса. Повороты, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову. Поочередное отведение ног в стороны из упора, присев; движения ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивание головы и ноги к груди (группировка).

Тема 7. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса

Практика: Переступания на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседания (с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за спину. Поднимание прямых ног вперед (махом); выполнение выпадов вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх).

Тема 8. Общеразвивающие упражнения для профилактики плоскостопия

Практика: Упражнения для укрепления мышц стопы: захватывание предметов пальцами ног, приподнимание и опускание их; перекладывание, передвижение ног с места на место, захват и перекат пальцами ног различных предметов (карандаши, веревка, кегли, ластик, бумажный, ватный шарик, малый мяч, теннисный шарик), ходьба боком по рейке, гимнастической скамейке, ходьба по резиновому коврику с шипами, упражнения с роликами. Переступание приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, одна нога вперед — другая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 3–4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед, в высоту с места прямо и боком через 5–6 предметов — поочередно через каждый (высота 15–20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой 20 см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30–40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

Тема 9. Специальные упражнения на формирование правильной осанки

Практика: Упражнения в равновесии. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5–3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом), с мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.

Тема 10.  Ходьба и бег

Практика: Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5–2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80–120 м (2–3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м. Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком, приставным шагом.

Тема 11.  Ползание и лазанье

Практика: Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3–4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени,

на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.

Тема 12.  Упражнения с предметами для формирования правильной осанки

Практика: Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее 4–6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5–6 м).

Упражнения с палками. Сесть из положения лежа на спине - палка горизонтально над головой. Простейшие сочетания движений палкой с движениями ног. Перешагивание через палку вперед, то же назад. Наклоны туловища вперед - палка горизонтально за голову.

Тема 13. Подвижные игры

 Практика: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц», «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы», «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье», «Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю».

Тема 14. Итоговое занятие.

Практика: Контрольное тестирование.

Цели программы

Профилактика сколиоза, плоскостопия и бронхо-легочных заболеваний детей дошкольного возраста средствами лечебной физкультуры.

Результат программы

По окончании обучения обучающиеся:

будут знать: о правилах техники безопасности, основах здорового образа жизни, основах правильного питания, личной гигиены, рационального режима дня, полезных привычках, правильной осанке, значении двигательной активности для здоровья, роли точечного массажа в укреплении здоровья;

будут уметь: соблюдать правила безопасности, гигиенические правила; овладеют механизмами правильного дыхания, навыками по удержанию правильной осанки; навыками самоконтроля;

будут развиты личностные качества: трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, целеустремленность, а также мотивация для дальнейшего саморазвития.

Материально-техническая база

1. Наличие спортивного зала с мягким покрытием;

2. спортивное оборудование: гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, наклонная доска, ребристая доска;

3. спортивный инвентарь (по одному на каждого обучающегося): массажные мячи малые, обручи, гимнастические палки, мячи малые, мячи большие, мешочки с песком, фитболы, скакалки, массажные коврики.

Стоимость

Занятия проводятся на бюджетной основе.