«Мир музыки» (стартовый уровень)

Средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, ориентированной на позитивное мышление.

Цель программы заключается в формирование личности ребёнка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке. И как результат, развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте, которые создадут фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей и духовной культуры в будущем.

Педагоги

Шадрова Анастасия Михайловна

Содержание программы

Материал программы дается в пяти разделах: пение как вид искусства; музыкальные термины и понятия; развитие ритмического слуха; развитие певческих способностей; формирование сценической культуры, работа с фонограммой.

На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся.

 

 

Раздел 1. Пение как вид искусства 7 ч.

Темы: Как влияет музыка на жизнь человека. Правила пения. Проверка слуха. Диапазон подбор репертуара. Работа над чистым унисоном. Знакомство с музыкальными жанрами.

Теория 3 ч: Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Посадка певца исполнителя, положение корпуса, головы. Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса.

Практика 4 ч: Навыки пения, сидя и стоя. Работа над унисоном, подбором репертуара. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

 

Раздел 2. Музыкальные термины и понятия 6 часа.

Темы: Термины музыкального искусства. Основы музыкальной грамоты. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Теория 4 ч: Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение). Дать понятия «хор», "солист".

Практика 2 ч: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Определение в песнях фразы, в них запев и припев.

 

Раздел 3. Развитие ритмического слуха 2 ч.

Темы: Развитие чувства ритма.

Практика 3 ч: Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух. Игра на ударных музыкальных инструментах. Знакомство с простыми ритмами и размерами.

 

Раздел 4. Развитие певческих способностей 44 ч.

Темы: Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий. Певческая установка. Дыхание. Работа над дикцией. Постановка голоса. Певческая позиция. Работа над расширением диапазона. Работа с солистами. Работа над чистым интонированием. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Формирование чувства ансамбля. Навыки пения без сопровождения. Работа над выразительным исполнением.

Практика 44 ч: Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. Выработка активного унисона.

 

Раздел 5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой 48 ч.

Темы: Создание художественного образа музыкального произведения. Формирование сценической культуры. Развитие артистических способностей детей. Работа с фонограммой. Музыкально-исполнительская работа. Отбор лучших номеров, репетиции. Концерт отчетный.

Практика 48 ч: Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. В процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по созданию сценического образа.

В конце обучения по программе проводится отчетный концерт, участвуя в котором учащиеся показывают полученные знания, навыки и умения.

Содержание самостоятельной работы включает в себя повторение развивающих действий, пройденных во время занятий.

Цели программы

Цель программы заключается в формирование личности ребёнка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке. И как результат, развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте, которые создадут фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей и духовной культуры в будущем.

Результат программы

Планируемые результаты обучения:

проявление интереса к музыке, эмоциональный отклик на нее, рассуждение и высказывание о прослушанном или исполненном произведении;
эмоциональное исполнение песни самостоятельно, использование песни в хороводах и играх;
умение слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки, вовремя начинать и заканчивать пение (следить за дикцией);
умение играть на различных шумовых инструментах в ансамбле (деревянные ложки, свистульки, колокольчики), соблюдать общую динамику, темп;
овладение простейшими музыкальными понятиями, терминологией.
Формы и виды контроля:

педагогическое наблюдение;
открытые занятия;
выступления на праздниках, концертах.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Мир музыки»: специализированный кабинет для учебных занятий по программе; фортепиано – 2; гитара – 2; бубен – 2; погремушки – 12; ложки – 8; колокольчики – 15; свистульки – 6; деревянные палочки – 12.

Информационное обеспечение: музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD, микшерный пульт, ноутбук, фонограммы; методические и нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей; словари, справочники иллюстрированные.

Технические средства: музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD, микшерный пульт. Музыкальные произведения в СD записи; видеозаписи, портреты композиторов; тематическая литература.

Кадровое обеспечение: учитель начальных классов Шадрова Анастасия Михайловна