Логопедическая мозаика

Программа «Логопедическая мозаика» направлена на создание условий для социальной адаптации детей при начале их обучения в школе. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и способствует развитию связной речи, правильному произношению звуков, умению последовательно и логично излагать свои мысли.

Занятия по данной программе способствуют созданию речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи детей; усвоению ими достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; развитию у детей внимания, памяти, воображения и мышления.

На занятиях обучающимся предлагаются различные лексические игры, чистоговорки, скороговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, стихи, сказки и др. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

 

 

преподаватели

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории.

 

Туманна Наталья Ринатовна

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие 1 час

Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. Правила поведения на занятиях.

 

Тема 2. Речь. Культура речи

Речь и её значение в жизни. Устная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи. Умение выразительно читать стихотворения, играть небольшие роли в театрализованных постановках. Знание нескольких скороговорок. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

 

Тема 3. Слово

Буквы и звуки. Слоги. Развитие фонематического слуха. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слова. Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Умение узнавать слово по объяснению его значения и умение объяснять значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Чтение слогов и слов.

 

Тема 4. Предложение и словосочетание

Словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение составлять предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии. Умение интонационно правильно читать предложения (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

 

Тема 5. Текст

Понятие о тексте. Умение отличать текст от отдельных предложений, не

объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание текста. Основная мысль в тексте. Составление плана текста. Выделение частей текста, составление плана текста. Коллективное и индивидуальное составление текстов по сюжетным картинкам, по опорным словам, по плану. Творческое дополнение готового текста. Пересказ текста.

Цели программы

Способствовать более прочному и сознательному усвоению детьми норм родного языка, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников – развивать у детей внимание, память, воображение, мышление.

Результат программы

Личностные

В результате изучения курса у обучающихся будет сформировано:

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи;

- интерес к изучению языка, стремление к совершенствованию своей речи.

Метапредметные

В результате изучения курса обучающиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре и группе;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- выделять существенную информацию из небольших текстов;

- оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Предметные

В результате изучения курса обучающиеся научатся:

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- рассказывать выразительно скороговорки, стихи, играть небольшие роли в театрализованных постановках;

- составлять текст по картинкам, опорным словам, по плану;

- составлять план текста, пересказывать текст, творчески дополнять его.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, компьютер, проектор, парты, стулья, доска, мяч, раздаточный материал