«Лаборатория природы»

Естественнонаучное дополнительное образование детей направлено на формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, на развитие у детей и подростков исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы.
Озеленение помещений в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет.
Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается. Кроме того, многие растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы, дезинфицируя окружающий нас воздух.
Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в классах, коридорах и рекреациях школы. Озеленение улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.
Данная программа направлена на формирование эстетического вкуса, умение понимать и ценить богатства родной природы, развитие гармоничной личности. Близкое общение учителя с учащимися при выполнении различного вида работ позволяет лучше узнать ученика, его стремления, способности, а исходя из этого, руководить развитием его интересов, самостоятельной познавательной деятельностью. Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат возможность удовлетворить свои потребности в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. В программе учитываются основные постулаты педагогики: от простого – к сложному, постепенность накапливаемых знаний, простота изложения материала, преемственность знаний. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса соответствуют возрастным особенностям детей, а также конкретным задачам, решаемым в ходе тех или иных разделов и тем.
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать для условия динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Важное направление в развитии личности нравственно-эстетическое воспитание ребёнка посредством расширения его кругозора. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и познание нового, и овладения основами правильного ухода за комнатными растениями.

преподаватели

Смолевская Наталья Григорьевна, учитель биологии высшей категории

Содержание программы

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в домашних условиях, в озеленении комнаты, приусадебного участка. Программа активно содействует повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации детей.
Отличительной особенностью данной программы является, то, что дети получают не только биологические основы цветоводства, но учатся осуществлять квалифицированный уход за растениями и использовать их при оформлении интерьера помещений, создании цветников. Особенностью данной образовательной программы является то, что она нацелена на развитие социально-трудовых компетенций, которые позволят адаптироваться к проживанию в сельской местности. Чтобы заинтересовать детей и привлечь их к занятиям в «Лаборатории природы», я включила в программу раздел «Композиция из цветов», где дети знакомятся с различными техниками, которые обучают основам составления композиций, аппликаций и картин из сухих цветов, семян, кореньев, листьев, цветной бумаги.
Вся работа в «Лаборатории природы» направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, правил ухода за ними. На занятиях ребята знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений, комнатных растений, их биологическими особенностями; приобретают навыки ухода за растениями, учатся ведению наблюдений за их ростом и развитием, приобщаются к труду. Отдельные темы работы направлены на изучение размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения, его быстрота в отличие от полового размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе.
Новизна: Данная программа предусматривает получение основных знаний по правильному ведению цветоводства. Не имея специального агрономического образования, часто делая ошибки при подборе сортов, неправильно размещая растения при посадке часто наступает разочарование. Чтобы этого не произошло, необходимо правильно спланировать территорию участка, выбирать оптимальные схемы посадки, организовывать правильный уход за почвой, растениями, грамотно утилизировать различные отходы.

 

Цели программы

Цель программы:
Познакомить детей с разнообразием комнатных растений, привить практические умения и навыки по выращиванию и уходу за ними.
Задачи:
1. Развивать познавательные универсальные учебные действия в процессе получения дополнительных знаний о комнатных растениях, учить анализировать, классифицировать их.
2. Приобретать практические умения и навыки
3. Развивать личностные универсальные действия, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности – любовь к природе, труду.
4. Развивать коммуникативные универсальные учебные действия при работе в группах, парах, на практических занятиях

Результат программы

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
· Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
· Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
· умение работать с разными источниками информации;
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения программы являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
• сравнение растений, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений растений к среде обитания.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете и на пришкольном участке;
• соблюдение правил работы с приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Особые условия проведения

Адресат программы Программа адресована учащимся 12 – 14 лет. Набор детей свободный. При наличии организационно-педагогических условий возможен добор учащихся в группу в течение учебного года

Материально-техническая база

Дидактический материал:
Наглядный материал:
Таблицы: «Вегетативное размножение растений»; «Половое размножение растений»; "Органы цветочных растений"
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы следующие технические средства: компьютеры, интерактивная доска или цифровой проектор и экран. В качестве наглядных пособий используются: стенды с тематическими плакатами, журналы, тематические подборки фотографий, интерактивные презентации.
В качестве дидактических материалов используются:
• тесты для проверки знаний;
• тематические карточки;
• викторины.
Основные методы работы для реализации программы – наглядный, аналитический, практический, словесный.
Основные формы занятий – беседы, опросы, практические занятия, выставки, мини-конференции. Форма организации занятий групповая, индивидуальная, что позволяет педагогу уделить внимание каждому учащемуся с учетом его возраста, склонностей, уже имеющегося опыта, уровня развития и темпа усвоения знаний.

Техническое оснащение занятий:
1) Учебный кабинет.
2) Учебная мебель соответствует возрастным особенностям и требованиям СанПина.
3) Поддержка санитарно-гигиенического состояния кабинета.
4) Необходимый наглядный материал: готовые изделия, иллюстрации.
5) Материалы, инструменты и приспособления:
- краски: гуашь, акварель, тушь, кисти, бумага большого формата;
- наборы для квилинга;
- цветная бумага;
- прессы для сушки;
- сухоцветы;
- люксометр;
- термометр;
- гидрометр;
-микроскопы;
- лупы;
- коллекции вредителей растений;
- коллекция удобрений;
- настои табачной пыли, чеснока, мыльный раствор;
- ящики для рассады;
- цветочные горшки;
- опрыскиватели;
- почвосмеси;
- телевизор;
- компьютер;
- колонки.