Спортивный туризм, базовый уровень

Спортивный туризм – один из самых молодых видов спорта, активно развивающихся во всех направлениях. От «походного» туризма он претерпел множество изменений и на данный момент является полноценным видом спорта, требующим совершенствования спортивного мастерства для достижения высоких результатов.

Во всех своих формах спортивный туризм способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению организма, укреплению физических и моральных сил, совершенствованию тактико-технического туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности, коллективизма. На тренировках и соревнованиях обучающиеся раскрывают не только свои физические способности, но и учатся «работать головой», планировать свои действия. Это способствует повышению внимания и организованности. Ребята учатся находить выход из непредвиденных ситуаций своими силами, что, безусловно, пригодится им в дальнейшей жизни.

Данная программа приобщает обучающихся к здоровому образу жизни, дает возможность им развиваться и пробовать себя в новом, активно развивающимся виде спорта.

преподаватели

Васюкин Владимир Иванович - педагог дополнительного образования высшей категории. Педагогический стаж - 45 лет.

Зайцева Александра Владимировна - педагог дополнительного образования. Педагогический стаж - 15 лет.

Расписание

Программа рассчитана на 3 года. Время, отведенное на обучение, составляет:

– 144 часов для групп 1-ого года обучения;

– 216 часов для групп 2-ого и 3-его годов обучения соответственно, причем практические занятия составляют большую часть программы (более 90%).

Режим работы:

1-ый год обучения – 2 занятия в неделю по 2 академических часа (45 мин.), перерыв – 15 минут. В неделю – 4 часа.

2-ой год обучения – 2 занятия в неделю по 3 академических часа (45 мин.), перерывы – 15 минут. В неделю – 6 часов.

3-ий год обучения – 2 занятия в неделю по 3 академических часа (45 мин.), перерывы – 15 минут. В неделю – 6 часов.

 

Содержание программы

Содержание программы 1-ого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.)

Теория (2 ч.). Беседа «Туризм – средство познания своего края». История развития туризма в России. Спортивный туризм. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный и т.д. Характеристика и особенности каждого вида. Цель и задачи объединения. Режим работы. Обсуждение плана работы на год. Правила техники безопасности.

Раздел 2. Группа дисциплин «дистанция – пешеходная» (38 ч.)

Тема 2.1. Снаряжение (10 ч.)

Теория (2 ч.). Основные требования к снаряжению. Требования безопасности. Веревки, опорные петли и технические устройства (карабины, зажимы, спусковые устройства), их назначение. Блоки и полиспасты. Экипировка участника: требования к одежде и обуви, индивидуальная страховочная система (ИСС), перчатки и рукавицы, каска. Узлы – классификация по назначению. Примеры использования узлов при выполнении технических приемов.

Практические занятия (8 ч.). Одевание и снятие индивидуальных страховочных систем (ИСС), в том числе на скорость. Блокировка ИСС. Экипировка устройствами в соответствии с предложенными техническими приемами. Вязка узлов в соответствии с их назначением и на скорость.

Тема 2.2. Классификация дистанций (2 ч.)

Теория (1 ч.). Классификация соревнований по различным параметрам: по взаимодействию спортсменов, по характеру зачета результатов, по протяженности дистанций. Параметры, определяющие класс дистанции: длина, набор высоты, количество и характеристики технических этапов.

Практические занятия (1 ч.). Определение класса дистанции в соответствии с предложенными ее параметрами и набором технических этапов.

Тема 2.3. Технические приемы (12 ч.)

Теория (1 ч.). Знакомство с техническими приемами (ТП):

– движение по перилам вброд, по бревну, по параллельным перилам;

– движение по навесной переправе;

– подъем/спуск с самостраховкой по перилам и спортивным способом;

– траверс склона по перилам;

– переправа маятником по бревну;

– переправа методом "вертикальный маятник«.

Правила выполнения технических приемов. Страховка и сопровождение – отличия и принципы организации. Транспортировка снаряжения.

Практические занятия (11 ч.). Прохождение этапов пешеходных дистанций 1-ого класса с использованием соответствующих технических приемов. Организация страховки и сопровождения при работе в связках/в группе. Прохождение короткой дистанции пешеходного туризма.

Тема 2.4. Ориентирование (5 ч.)

Теория (1 ч.). Компас и его устройство. Понятие азимута. Карта спортивного ориентирования, ее назначение и отличие от топографической карты. Масштабы спортивных карт. Сечение рельефа. Условные знаки карт спортивного ориентирования. Контрольные пункты (КП).

Практические занятия (4 ч.). Определение азимута. Определение масштаба карты. Упражнения на запоминание знаков спортивного ориентирования. Прохождение пешеходной дистанции спортивного туризма с этапом «ориентирование» (длинной дистанции).

Участие в соревнованиях (9 ч.)

Практические занятия (9 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 1-ого класса.

В течение всего времени прохождения Раздела 2 предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 1-ого класса. Выезды могут быть как на один день, так и многодневные. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 9.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

Раздел 3. Группа дисциплин «дистанция – пешеходная». Зимняя программа. (72 ч.)

Тема 3.1. Особенности пешеходных дистанций на искусственном рельефе (4 ч.)

Теория (1 ч.). Основные отличия занятий на искусственном рельефе и занятий на местности. Особенности экипировки участников. Роль правильно подобранной обуви и одежды.

Практические занятия (3 ч.). Определение класса дистанции в соответствии с предложенным набором технических этапов и их параметрами. Подгонка индивидуальных страховочных систем (ИСС). Блокировка и переблокировка ИСС для этапов искусственного рельефа.

Тема 3.2. Технические приемы (28 ч.)

Теория (2 ч.). Технические приемы, характерные дистанциям зимней программы:

– движение по бревну (в том числе маятником), по параллельным перилам;

– движение по навесной переправе;

– подъем/спуск (дюльфером) по вертикальным перилам;

– подъем свободным лазанием по стенду с зацепами, траверс;

– переправа методом "вертикальный маятник«.

Правила выполнения технических приемов. Блоки этапов. Страховка и сопровождение в условиях зала. Варианты организации страховки: недостатки и преимущества. Крепление снаряжения к участникам – способы и средства.

Практические занятия (26 ч.). Прохождение этапов (блоков этапов) пешеходных дистанций зимней программы 1-ого и 2-ого классов с использованием соответствующих технических приемов. Организация страховки и сопровождения при работе в связках/в группе. Работа на перестежках. Работа с электронной системой отметки в зоне старта/финиша. Забеги на скорость, на скоростную выносливость. Парные забеги.

Участие в соревнованиях (24 ч.)

Практические занятия (24 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 1-ого и 2-ого классов на искусственном рельефе.

В течение всего времени прохождения Раздела 3 предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 1-ого и 2-ого классов на искусственном рельефе. Выезды, как правило, однодневные, но могут быть и многодневными. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 24.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

Лыжные прогулки (16 ч.)

Практические занятия (16 ч.). Лыжные прогулки.

В течение всего времени прохождения Раздела 3 предусматривается совершение лыжных выходов в пределах района. На лыжных прогулках отрабатываются следующие навыки: движение коньком, классическим ходом, подъемы лесенкой и елочкой, торможение в ограниченной зоне, движение по тонкому льду, подъем по склону серпантином (разворот на склоне), преодоление лавиноопасного участка. Общее количество часов – 16.

Раздел 4. Группа дисциплин «дистанция – водная» (12 ч.)

Тема 4.1. Водные дистанции спортивного туризма (4 ч.)

Теория (1 ч.). Средства сплава (катамараны, байдарки, каяки), классы судов. Правила техники безопасности и поведения на воде. Разновидности дистанций: слалом, ралли, эстафета. Управление, элементы техники.

Практические занятия (3 ч.). Занятия на воде. Посадка, управление судном, чалка. Элементы слалома. Комплектование экипажей.

Участие в соревнованиях (8 ч.)

Практические занятия (8 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях 1-ого и 2-ого классов.

По окончании прохождения темы предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях. Выезд планируется на два дня. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 8.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение комплексного слета, в программе которого планируется как обучение, так и соревнования на водных дистанциях. Общее количество часов на слет – 12.

Раздел 5. Группа дисциплин «дистанция – горная» (18 ч.)

Тема 5.1. Горные дистанции спортивного туризма (10 ч.)

Теория (2 ч.). Особенности горных дистанций, отличия от пешеходных. Приемы транспортировки условного пострадавшего на подъеме и спуске, по навесной переправе. Скальные дистанции – дистанции связок и групповые дистанции.

Практические занятия (8 ч.). Транспортировка пострадавшего по скальному рельефу. Работа на скальной дистанции связок 2-ого класса. Комплексная дистанция горного туризма.

Участие в соревнованиях (8 ч.)

Практические занятия (8 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на горных дистанциях 2-ого класса.

По окончании прохождения темы предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на горных дистанциях 2-ого класса. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 8.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

Раздел 6. Итоговое занятие (2 ч.)

Теория (1 ч.). Подведение итогов года. План работы на лето. План подготовки к летнему походу. Разбор ошибок тестирования. Обсуждение итогов забегов.

Практические занятия (1 ч.). Тестирование обучающихся по материалу, пройденному за год (Приложение 4). Для формирования тестов используется программа MyTest (версия 3.0.4.1, автор – Башлаков А.С.), с помощью которой из общего списка вопросов можно создавать индивидуальные тесты с учетом пройденных тем. Тестирование может быть как компьютерным, так и проходить в традиционной форме. Проверочные забеги.

 

Содержание программы 2-ого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (3 ч.)

Теория (3 ч.). Обсуждение плана работы на год. Выделение приоритетных направлений работы. Правила техники безопасности.

Раздел 2. Группа дисциплин «дистанция – пешеходная» (57 ч.)

Тема 2.1. Нормативные документы (3 ч.)

Теория (2 ч.). Нормативная база вида спорта «спортивный туризм». Иерархия нормативных документов по спортивному туризму. Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция – пешеходная» [12]. Технические вопросы, оговариваемые Регламентом, порядок пользования.

Практические занятия (1 ч.). Упражнения по пользованию Регламентом проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция – пешеходная» [12]. Поиск ответов на предложенные вопросы.

2.2. Тема Классификация дистанций (3 ч.)

Теория (1 ч.). Классификация соревнований по различным параметрам: по взаимодействию спортсменов, по характеру зачета результатов, по протяженности дистанций. Параметры, определяющие класс дистанции: длина, набор высоты, количество и характеристики технических этапов.

Практические занятия (2 ч.). Определение класса дистанции в соответствии с предложенными ее параметрами и набором технических этапов. Планирование дистанций 1-го –2-го классов.

Тема 2.3. Технические приемы (18 ч.)

Теория (2 ч.). Технические приемы спортивного туризма на пешеходных дистанциях:

– переправа первого участника вброд;

– переправа первого участника через водное препятствие по бревну;

– переправа первого участника через овраг по бревну, по дну;

– подъем первого участника с командной страховкой;

– траверс склона первым участником с командной страховкой;

– организация перил;

– снятие перил;

– движение по перилам вброд, по бревну, по параллельным перилам;

– движение по навесной переправе. Подъем/спуск по наклонной навесной переправе;

– подъем/спуск с самостраховкой по перилам;

– траверс склона по перилам;

– переправа маятником по бревну;

– переправа методом "вертикальный маятник«.

Правила выполнения технических приемов. Страховка и сопровождение – отличия и принципы организации. Транспортировка снаряжения.

Практические занятия (16 ч.). Прохождение этапов пешеходных дистанций 2-ого и 3-его классов с использованием соответствующих технических приемов. Организация страховки и сопровождения при работе в связках/в группе. Прохождение короткой дистанции пешеходного туризма.

Тема 2.4. Ориентирование (6 ч.)

Практические занятия (6 ч.). Определение азимута. Азимутальный ход, в том числе с перегибом. Ориентирование на местности. Прохождение пешеходной дистанции спортивного туризма с этапом «ориентирование» (длинной дистанции).

Участие в соревнованиях (27 ч.)

Практические занятия (27 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 2-ого и 3-его класса.

В течение всего времени прохождения Раздела 2 предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 2-ого и 3-его классов. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 27.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

Раздел 3. Группа дисциплин «дистанция – пешеходная». Зимняя программа. (108 ч.)

Тема 3.1. Технические приемы (48 ч.)

Теория (2 ч.). Технические приемы, характерные дистанциям зимней программы:

– движение по навесной переправе (в том числе вверх и вниз);

– движение по провисшей навесной переправе;

– подъем/спуск (дюльфером) по вертикальным перилам (в том числе с отклонением от вертикали);

– подъем свободным лазанием по стенду с зацепами;

– переправа методом "вертикальный маятник«.

Правила выполнения технических приемов. Блоки этапов. Работа на перестежках. Способы наведения и снятия перил. Наведение навесных переправ от руки. Модификации узлов для крепления перил. Страховка и сопровождение в условиях зала. Варианты организации страховки: недостатки и преимущества.

Практические занятия (46 ч.). Прохождение этапов (блоков этапов) пешеходных дистанций зимней программы 2-ого и 3-его классов с использованием соответствующих технических приемов. Организация страховки и сопровождения при работе в связках/в группе. Работа на перестежках. Работа с электронной системой отметки в зоне старта/финиша. Забеги на скорость, на скоростную выносливость. Парные забеги.

Участие в соревнованиях (36 ч.)

Практические занятия (36 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 2-ого и 3-его классов на искусственном рельефе.

В течение всего времени прохождения Раздела 3 предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 2-ого и 3-его класса на искусственном рельефе. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 36.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

Лыжные прогулки (24 ч.)

Практические занятия (24 ч.). Лыжные прогулки.

В течение всего времени прохождения Раздела 3 предусматривается совершение лыжных выходов в пределах района. На лыжных прогулках отрабатываются следующие навыки: движение коньком, классическим ходом, подъемы лесенкой и елочкой, торможение в ограниченной зоне, движение по тонкому льду, подъем по склону серпантином (разворот на склоне), преодоление лавиноопасного участка. Общее количество часов – 24.

Раздел 4. Группа дисциплин «дистанция – водная» (12 ч.)

Тема 4.1. Водные дистанции спортивного туризма (4 ч.)

Теория (1 ч.). Средства сплава (катамараны, байдарки, каяки), классы судов. Правила техники безопасности и поведения на воде. Разновидности дистанций: слалом, ралли, эстафета. Управление, элементы техники. Командная гонка.

Практические занятия (3 ч.). Занятия на воде. Посадка, управление судном, чалка. Элементы слалома. Комплектование экипажей. Взаимодействие судов на командной дистанции.

Участие в соревнованиях (8 ч.)

Практические занятия (8 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях 2-ого класса.

По окончании прохождения темы предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях 2-ого класса. Выезд планируется на два дня. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 8.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение комплексного слета, в программе которого планируется как обучение, так и соревнования на водных дистанциях. Общее количество часов на слет – 12.

Раздел 5. Группа дисциплин «дистанция – горная» (33 ч.)

Тема 5.1. Горные дистанции спортивного туризма (21 ч.)

Теория (2 ч.). Особенности горных дистанций, отличия от пешеходных. Приемы транспортировки условного пострадавшего на подъеме и спуске, по навесной переправе. Скальные дистанции – дистанции связок и групповые дистанции. Комплексные дистанции горного туризма. Лидирование.

Практические занятия (19 ч.). Подъем пострадавшего по скальному рельефу, в том числе с отрицательным углом наклона. Работа на скальной дистанции связок 2-ого и 3-его классов. Комплексная дистанция горного туризма.

Участие в соревнованиях (12 ч.)

Практические занятия (12 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на горных дистанциях 2-ого и 3-его классов.

По окончании прохождения темы предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на горных дистанциях 2-ого и 3-его классов. Выезд планируется на два дня. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 12.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

Раздел 6. Итоговое занятие (3 ч.)

Теория (1 ч.). Подведение итогов года. План работы на лето. План подготовки к летнему походу. Разбор ошибок тестирования. Обсуждение итогов забегов.

Практические занятия (2 ч.). Тестирование обучающихся по материалу, пройденному за год (Приложение 4). Для формирования тестов используется программа MyTest (версия 3.0.4.1, автор – Башлаков А.С.), с помощью которой из общего списка вопросов можно создавать индивидуальные тесты с учетом пройденных тем. Тестирование может быть как компьютерным, так и проходить в традиционной форме. Проверочные забеги.

 

Содержание учебного плана 3-его года обучения

Раздел 1. Вводное занятие (3 ч.)

Теория (3 ч.). Обсуждение плана работы на год. Выделение приоритетных направлений работы. Правила техники безопасности.

Раздел 2. Группа дисциплин «дистанция – пешеходная» (57 ч.)

Тема 2.1. Нормативные документы (3 ч.)

Теория (2 ч.). Нормативная база вида спорта «спортивный туризм». Иерархия нормативных документов. Правила вида спорта «спортивный туризм» [7]. Положение о ЕВСК [6]. Нормы, требования и условия их выполнения по виду спорта «Спортивный туризм» [5].

Практические занятия (1 ч.). Тестирование на знание Правил вида спорта «спортивный туризм» [7] (Приложение 3), ЕВСК [6], норм и требований для присвоения спортивных разрядов и званий [5].

Тема 2.2. Технические приемы (18 ч.)

Практические занятия (18 ч.). Прохождение этапов пешеходных дистанций 3-его и 4-ого классов с использованием соответствующих технических приемов. Работа на блоках этапов, тактика прохождения. Уход с этапа. Организация страховки и сопровождения при работе в связках/в группе. Прохождение дистанций пешеходного туризма 3-его и 4-ого классов.

Тема 2.3. Ориентирование (6 ч.)

Практические занятия (6 ч.). Азимутальный ход, в том числе с перегибом. Движение по азимуту. Ориентирование на местности. Прохождение пешеходной дистанции спортивного туризма с этапом «ориентирование» (длинной дистанции).

Участие в соревнованиях (24 ч.)

Практические занятия (24 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 3-его и 4-ого классов.

В течение всего времени прохождения Раздела 2 предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 3-его и 4-ого классов. Выезды могут быть как на один день, так и многодневные. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 27.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

Практическое судейство (6 ч.)

Теория (1 ч.). Принципы судейства на соревнованиях по спортивному туризму. Роль видовых Правил. Подразделения «служба дистанции» и «секретариат».

Практические занятия (5 ч.). Практическое судейство на тренировках 1-ого и 2-ого годов обучения, организация верхней судейской страховки (2 ч.). Судейство на соревнованиях, организация работы секретариата.

 

Раздел 3. Группа дисциплин «дистанция – пешеходная». Зимняя программа. (108 ч.)

Тема 3.1. Технические приемы (48 ч.)

Теория (2 ч.). Технические приемы, характерные дистанциям зимней программы. Организация перил с наращиванием. «Висячие» точки, снятие перил. Провисшие вертикальные перила. Спуски и подъемы с отклонениями от вертикали. Правила выполнения технических приемов. Блоки этапов. Работа на перестежках. Модификации узлов для крепления перил. Варианты организации страховки. 

Практические занятия (46 ч.). Прохождение этапов (блоков этапов) пешеходных дистанций зимней программы 3-его и 4-ого классов с использованием соответствующих технических приемов. Организация страховки и сопровождения при работе в связках/в группе в висе. Работа на перестежках и на «висячих» точках. Работа с электронной системой отметки в зоне старта/финиша. Забеги на скорость, на скоростную выносливость. Парные забеги. 

Участие в соревнованиях (36 ч.)

Практические занятия (36 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 3-его и 4-ого классов на искусственном рельефе.

В течение всего времени прохождения Раздела 3 предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на пешеходных дистанциях 3-его и 4-ого класса на искусственном рельефе. Выезды, как правило, однодневные, но могут быть и многодневными. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 36.

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

Лыжные прогулки (24 ч.)

Практические занятия (24 ч.). Лыжные прогулки.

В течение всего времени прохождения Раздела 3 предусматривается совершение лыжных выходов в пределах района. На лыжных прогулках отрабатываются следующие навыки: движение коньком, классическим ходом, подъемы лесенкой и елочкой, торможение в ограниченной зоне, движение по тонкому льду, подъем по склону серпантином (разворот на склоне), преодоление лавиноопасного участка. Общее количество часов – 24.

Раздел 4. Группа дисциплин «дистанция – водная» (12 ч.)

Тема 4.1. Водные дистанции спортивного туризма (4 ч.)

Теория (1 ч.). Правила техники безопасности и поведения на воде. Слаломные трассы и дистанции ралли – особенности работы экипажей.

Практические занятия (3 ч.). Занятия на воде. Прохождение слаломной трассы. Взаимодействие судов на командной дистанции. Эстафетная гонка.

Участие в соревнованиях (8 ч.)

Практические занятия (8 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях 2-ого и 3-его классов.

По окончании прохождения темы предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях 2-ого и 3-его классов. Выезд планируется на два дня. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 8.

 

Раздел 5. Группа дисциплин «дистанция – горная» (33 ч.)

Тема 5.1. Горные дистанции спортивного туризма (21 ч.)

Теория (2 ч.). Приемы транспортировки условного тяжелопострадавшего и легкопострадавших. Действия при смене пострадавшего, несущего. Тактика лидирования.

Практические занятия (19 ч.). Транспортировка условного тяжелопострадавшего и легкопострадавших. Смена несущего. Групповые скальные дистанции 3-его класса. Комплексные дистанции горного туризма. Лидирование. Работа с контрольным грузом. Двойные спуски.

Участие в соревнованиях (12 ч.)

Практические занятия (12 ч.). Участие в соревнованиях по спортивному туризму на горных дистанциях 3-его класса.

По окончании прохождения темы предусматривается участие обучающихся в соревнованиях по спортивному туризму на горных дистанциях 3-его класса. Выезд планируется на два дня. Общее количество часов, отведенных на соревнования – 12.

 

При невозможности участия в соревнованиях по тем или иным причинам предполагается проведение практических занятий по соответствующим темам.

Раздел 6. Итоговое занятие (3 ч.)

Теория (1 ч.). Подведение итогов года. План работы на лето. План подготовки к летнему походу. Разбор ошибок тестирования. Обсуждение итогов забегов.

Практические занятия (2 ч.). Тестирование обучающихся по материалу, пройденному за год (Приложение 3, 4). Для формирования тестов используется программа MyTest (версия 3.0.4.1, автор – Башлаков А.С.), с помощью которой из общего списка вопросов можно создавать индивидуальные тесты с учетом пройденных тем. Тестирование может быть как компьютерным, так и проходить в традиционной форме. Проверочные забеги.

Цели программы

Цель программы – воспитание физически и психически здоровой личности в процессе достижения спортивных результатов.

Результат программы

Результатом реализации программы является развитие у обучающихся спортивных способностей и повышение спортивного мастерства.

Уровень этих способностей можно оценить по выполненным обучающимися спортивным разрядам. Так как возрастные рамки реализации программы довольно широкие, то для разных возрастных категорий обучающихся требования к выполнению спортивных разрядов будут разными в зависимости от года обучения.

Особые условия проведения

Основным условием, необходимым для обучения в объединении, является отсутствие медицинских противопоказаний для занятий спортом. Поэтому при приеме в группу обучающиеся должны предоставить справку из медицинского учреждения с подписью и печатью участкового педиатра.

Материально-техническая база

Рекомендуемый перечень учебного оборудования, туристского снаряжения и инвентаря (на 1 группу с разделением по изучаемым разделам):

Раздел 1: Вводное занятие

Инструкция по ТБ, план эвакуации.

Раздел 2: Группа дисциплин "дистанция – пешеходная"

Оборудование и снаряжение общетуристского назначения:

1. Палатка туристская с тентом – 3-4 компл.

2. Тент групповой – 1-2 шт.

3. Палатка кемпинговая (базовая) 1-2 шт.

4. Котлы туристские – 2 компл.

5. Пила двуручная укороченная в упаковке – 1 шт.

6. Топор в чехле – 2 шт.

7. Таганок (тросик) костровой – 2 компл.

8. Радиостанция портативная – 2-4 шт.

9. Лопатка саперная в чехле – 1 шт.

10. Призма для ориентирования на местности – 1 компл. (8-12 шт.)

11. Горелка газовая (бензиновая) – 2 шт.

12. Баллоны к горелкам – 1 компл.

13. Аптечка медицинская в упаковке – 1 компл.

14. Ремонтный набор в упаковке – 1 компл.

15. Компас жидкостной – 15 шт.

Специальное снаряжение:

1. Веревка основная (50 м) – 4 шт.

2. Веревка основная (60 м) – 1 шт.

3. Веревка вспомогательная d=6 мм (прусики) – 100 м.

4. Индивидуальная страховочная система – 1 компл. (15 шт.)

5. Карабин с муфтой – 40-50 шт.

6. Репшнур d=10 мм длина 3,5 м. – 20 шт.

7. Каска защитная – 1 компл. (15 шт.)

8. Зажим (жумар, шант) – 1 компл. (15 шт.)

9. Спусковое устройство – 1 компл. (15 шт.)

10. Ролик туристский с подшипником, в т.ч. двойной – 4-5 шт.

11. Устройства для движения по перилам – 1 компл. (15 шт.)

12. Опорные петли d=10 мм – 1 компл. (6-8 шт.)

Учебное оборудование, снаряжение и инвентарь:

1. Секундомер – 4-6 шт.

2. Карандаши, в т.ч. цветные – 1 компл.

3. Транспортир – 2-3 шт.

4. Карты (топографические, спортивные) учебные – 1 компл.

5. Учебные видеофильмы, плакаты по видам спортивного туризма – 1 компл.

6. Видео- и фотокамера со штативом – 1 компл.

Личное специальное снаряжение:

1. Рюкзак (80-110 л)

2. Спальный мешок

3. Трекинговая обувь (обувь "Вибрам")

4. Фляга, термос нерж. (1 л)

5. Анорак, штормовка (брезент, капрон)

6. Коврик туристский теплоизолирующий

7. Рукавицы брезентовые (перчатки)

9. Сидушка туристская

10. Фонарь налобный (светодиод, галоген)

Раздел 3: Группа дисциплин «дистанция – пешеходная». Зимняя программа

Специальное снаряжение (см. Раздел 2)

+ Дополнительно:

1. Веревка основная (30 м) – 4 шт.

2. Веревка основная (20 м) – 4 шт.

3. Веревка основная (10 м) – 6 шт.

Учебное оборудование, снаряжение и инвентарь:

1. Секундомер – 4-6 шт.

2. Учебные видеофильмы, плакаты по видам спортивного туризма – 1 компл.

3. Видео- и фотокамера со штативом – 1 компл.

Личное специальное снаряжение:

1. Фляга, термос нерж. (1 л)

2. Анорак, штормовка (брезент, капрон)

3. Лыжи, палки, ботинки с креплениями, бахилы, гамаши

4. Рукавицы брезентовые (перчатки)

Раздел 4: Группа дисциплин "дистанция – водная"

Оборудование и снаряжение общетуристского назначения (см. Раздел 2)

Специальное снаряжение для водного туризма:

1. Байдарка туристская («Таймень – 2,3», «Вьюн») – 1 компл. (5-6 шт.)

2. Катамаран двухместный – 2-3 шт.

3. Катамаран четырехместный – 2-3 шт.

4. Каяк (п/э, кнб) – 3-4 шт.

5. Фартуки, весла к средствам сплава – 1 компл.

6. Береговой спасательный конец – 2-3 шт.

7. Вешки для дистанции водных соревнований – 1 компл.

8. Гермоупаковка для вещей – 1 компл.

9. Жилет спасательный (16–20 л.) – 1 компл. (15 шт.)

Учебное оборудование, снаряжение и инвентарь:

1. Секундомер – 4-6 шт.

2. Видео- и фотокамера со штативом – 1 компл.

Личное специальное снаряжение:

1. Рюкзак (80-110 л)

2. Спальный мешок

3. Анорак, штормовка (брезент, капрон)

4. Коврик туристский теплоизолирующий

5. Сидушка туристская

6. Фонарь налобный (светодиод, галоген)

7. Гидрокостюм (неопрен)

Раздел 5: Группа дисциплин "дистанция – горная"

Оборудование и снаряжение общетуристского назначения (см. Раздел 2)

Специальное снаряжение (см. Раздел 3)

Учебное оборудование, снаряжение и инвентарь:

1. Секундомер – 4-6 шт.

2. Учебные видеофильмы, плакаты по видам спортивного туризма – 1 компл.

3. Видео- и фотокамера со штативом – 1 компл.

Личное специальное снаряжение (см. Раздел 2)

Раздел 6: Итоговое занятие

- тесты на знание видовых регламентов спортивного туризма,

- тесты по спортивному ориентированию.

Стоимость

Занятия проводятся на бюджетной основе.