Хоровое пение без инструмента. Одногодич.

Программа направлена на раннее музыкальное, художественно-эстетическое развитие детей в возрасте 6,5 лет до 9,5 лет.

Задачи программы:

  • развитие музыкально-творческих способностей детей;
  • адаптация детей к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры детей;
  • организация содержательного досуга детей.

Программа ориентирована на:
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у детей в раннем детском возрасте комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать дополнительные общеобразовательные программы.

 Актуальность раннего эстетического развития детей средствами хорового пения имеет ряд очевидных преимуществ среди других видов деятельности, что объясняется рядом причин:

  • общедоступность хорового пения (практически каждый ребёнок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания);
  • адекватность хорового пения психолого-возрастным особенностям детей, в частности к активным формам освоения искусства;
  • особая доступность хорового искусства для восприятия в силу синтеза слова и музыки.

Хоровому пению, как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры детей, свойственны следующие положительные особенности:

  • в коллективной деятельности ребёнок раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;
  • участие в общем деле формирует у ребёнка умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество голоса и слуха, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
  • в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность, инициатива и другие волевые качества, музыкальная деятельность переключает внимание ребёнка на полезное дело, значимое для него и для остальных участников коллектива;
  • согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ребёнка, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные.

Программа Школы опирается на почти пятидесятилетний практический опыт преподавателей – хормейстеров школы, прежде всего Заслуженного деятеля искусств РФ Б.А. Толочкова. В период его деятельности школа сформировалась как стройная система возрастных хоров, связанных между собой по принципу усложнения требований, репертуара. Б.А. Толочков создал единственную в своём роде хоровую школу, где решена проблема преемственности поколений: дети начинают обучение с 5 лет и, взрослея и набираясь опыта, постепенно переходят из одного возрастного хора в другой в стенах одной хоровой школы. Самые одарённые выпускники продолжают совершенствовать своё мастерство в Академическом хоре "Подлипки".

преподаватели

Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Расписание

В разделе Расписание дано примерное типовое расписание. К началу каждого учебного года составляется новое расписание.

Содержание программы

Задачи:

  • реализация природой обусловленных задатков в музыкально-творческой и познавательной деятельности;
  • формирование вокально-хоровых навыков (певческая установка, четкая дикция, певческое дыхание, естественное звукоизвлечение), развитие музыкальной памяти, формирование вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса;
  • получение начальных знаний об окружающем мире;
  • развитие навыков совместной деятельности в коллективе, воспитание организованности, внимания, ответственности за коллективное творчество, формирование общей культуры личности ребенка;
  • через занятия хоровым пением способствовать развитию исполнительского потенциала, музыкальных способностей детей, навыков певческой эмоциональности и выразительности;
  • интеграция направлений и видов творческо-познавательной деятельности, обеспечивающая многоуровневое развитие воспитания и образования.

Обучение ведётся преимущественно в игровой форме. Используются игры следующих назначений:

  • обучающие (развитие навыков)
  • развлекательные (отдых)
  • коммуникативные (расслабляющие)
  • психо-технические (перестройка психики для успешного усвоения информации).

Основные игры – обучающие – направлены на развитие:

  • звуковысотного интонирования
  • дыхания
  • ритмического чувства
  • наблюдательности, внимания
  • мышления
  • фантазии, воображения
  • речи
  • координации движений

Срок реализации программы – 1 год.

Организация образовательного процесса в Школе регламентируется учебным планом, расписанием занятий и годовым календарным учебным графиком.

Продолжительность учебного года составляет 39 недель.

Продолжительность учебных занятий 32 недели. Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным каникулами. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком. 

Учебный план:

  • Хор – 3 академических часа в неделю(*)
    (обучение по учебному предмету «Хор» Программы реализуется в хоре «Росинка»);
  • Хоровое сольфеджио – 1 академический час в неделю;
  • Ритмика – 1 академический час в неделю. 

(*) 1 академический час равен 45 минутам.

Цели программы

• Создание условий для активизации природных творческих задатков каждого ребенка.
• Формирование слушательской и исполнительской культуры детей младшего школьного возраста.
• Воспитание устойчивого интереса к хоровому и сольному исполнительству.
• Подготовка к поступлению на обучение по дополнительным общеобразовательным программам.

Результат программы

Ребёнок приобретает навыки:

  • элементарного вокального музицирования,
  • самостоятельного художественного исполнения простейшего музыкального произведения;
  • музыкальной учебной деятельности, в том числе – домашней работы;
  • коллективной творческой деятельности (выступления на концертах в качестве участника хорового коллектива) и положительную мотивацию к ее развитию. 

Являясь самостоятельным курсом, Программа в то же время подготавливает ребёнка к дальнейшему обучению по дополнительным общеобразовательным программам Школы.

Особые условия проведения

При приёме на обучение по Программе Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме прослушивания и собеседования, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти.

Материально-техническая база

Для реализации Программы созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

  • учебные аудитории для групповых занятий;
  • хоровой зал;
  • концертный зал оборудованный современным звуковым и светотехническим оборудованием;
  • техническое оборудование: led-экран, интерактивный стол, интерактивные панели и другие интерактивные устройства, обеспечивающие наглядность и эстетику представляемой информации;
  • разнообразные музыкальные и звуко-шумовые инструменты.

Стоимость

Финансирование программы осуществляется за счёт средств родителей (по договорам).