- Главная
- Направления
- Техническая
- Робототехника и интеллектуальные системы
- Введение в робототехнику
Введение в робототехнику
Программа разработана как самостоятельный курс. Выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих областей и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса «Робототехники» состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно – технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
преподаватели
Педагог дополнительного образования Шкурупий Дария Дмитриевна.
Содержание программы
Тема 1. Основы NXT, 12 часов
Конструктор Mindstorms NXT. Знакомство с набором 9797, изучение его деталей. Получение представлений о микропроцессорном блоке NXT, являющимся мозгом конструктора LEGO Mindstorms 9797. Подготовка конструктора и NXT к дальнейшей работе. Знакомство с электронными компонентами и их использование:
Модуль NXT с батарейным блоком; датчики: ультразвуковой (датчик расстояния), касания, звука – микрофон, освещенности; соединительные кабели разной длины для подключения датчиков и сервоприводов к NXT и USB – кабели для подключения NXT к компьютеру.
Тема 2. Базовые основы программирования роботов, 20 часов
Составление программ передвижения вперед и назад робота, который имеет мотор, способный изменять вращение оси машины. Робот имеет правый и левый моторы, подключенные к портам B и C. Сборка и программирование робота Mindstorms NXT, который должен двигаться вперед и поворачивать под прямым углом направо. Определение общих для всех датчиков параметров, которые надо проверить перед работой и настроить по заданным параметрам.
Тема 3. Соревновательная робототехника, 40 часов
Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-соревнованиях, описаниях моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов. Сборка своих моделей. Анализ умений программирования робота. Подведение итогов курса – проведение соревнований (турниров), учебных исследовательских конференций.
Цели программы
Развитие информационной культуры, учебно-познавательных и поисково-исследовательских навыков, развитие интеллекта. Цель образовательной программы «Робототехника» заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой «на ты», научить ребят грамотно выражать свою идею, спроектировать ее техническое и про-граммное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Результат программы
Обучающийся будет знать:
• конструкцию, органы управления и дисплей NXT;
• датчики NXT;
• сервомотор NXT;
• интерфейс программы Lego Mindstorms Education NXT;
• основы программирования, программные блоки.
Обучающийся будет уметь:
• структурировать поставленную задачу и составлять план ее решения;
• использовать приёмы оптимальной работы на компьютере
• извлекать информацию из различных источников
• составлять алгоритмы обработки информации
• ставить задачу и видеть пути её решения;
• разрабатывать и реализовывать проект;
• проводить монтажные работы, наладку узлов и механизмов;
• собирать робота, используя различные датчики
• программировать робота.
Особые условия проведения
Программа рассчитана на детей от 13 до 15 лет. Участники программы должны владеть простейшими навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями.
Материально-техническая база
Программа адаптирована под Конструктор Mindstorms NXT 9797.
Конструктор Лего предоставляет ученикам возможность приобретать важные знания, умения и навыки в процессе создания, программирования и тестирования роботов. «Мозгом» робота Lego Mindstorms Education является микрокомпьютер Lego NXT, делающий робота программируемым, интеллектуальным, способным принимать решения. Для связи между компьютером и NXT можно использовать также беспроводное соединение Bluetooth. На NXT имеется три выходных порта для подключения электромоторов или ламп, помеченные буквами А, В и С. С помощью функции NXT Program (Программы NXT) можно осуществлять прямое программирование блока NXT без обращения к компьютеру. Датчики получают информацию от микрокомпьютера NXT.
Программное обеспечение отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя. Каждое занятие – новая тема или новый проект. Модели собираются либо по технологическим картам, либо в силу фантазии детей. По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных группами.