«Шаги в медицину»

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всестороннего развития общества, формирование здорового образа жизни. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей, с учетом личностных качеств учащихся, с учетом их творческих способностей, включая игровые упражнения, проектную и исследовательскую деятельность. Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего мира ученика с окружающей средой. Таким образом, учащийся устанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира.

2. Новизна. Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в детском и раннем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает учащимся начальные сведения из физики, биологии, химии, географии, экологии и астрономии. Обучение в школе часто опирается на заучивание большого количества фактического материала, при этом новые факты часто не связаны с повседневным опытом школьника. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи. Это дает старшекласснику возможность найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность школьников. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ученика, играет неоценимую роль в формировании личности.

преподаватели

Шувалова Светлана Владимировна

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

Мартынова Елена Юрьевна

учитель химии,

высшая квалификационная категория

 

Содержание программы

Тема 1. Введение – 2 час.

Теория – 1 час. Вводное занятие. Цели, задачи, план работы на год. Правила техники безопасности.

Практика – 1 час. Знакомство с инструкциями при работе с лабораторным оборудованием, во время проведения экскурсий, во время работы с нагревательными приборами, правила пользования с огнетушителем.

Тема 2. Проектно-исследовательская деятельность – 2 час.

Теория – 1 час. Цели, задачи, планирование проектной деятельности. Исследовательские проекты.

Практика – 1 час. Выбор темы. Примеры проектов.

Тема 3. Этапы работы – 2 часа.

Теория – 1 час. Выбор темы. Этапы работы. Примеры проектов.

Практика – 1 час. Разработка этапов проекта.

Тема 4. Как вода из простого вещества превратилась в сложное – 2 час.

Теория – 1 час. Быль о многовековой истории воды, о древних философах Платоне и Аристотеле, а также о выдающемся французском химике Антуане Лавуазье и его коллеге Пьере Лапласе

Практика – 1 час. Химический эксперимент "Получение воды"

Тема 5. Химические свойства воды – 2 час.

Теория – 1 час. Химические свойства воды

Практика – 1 час. Демонстрация химических опытов, раскрывающих химические свойства воды.

Тема 6. Чудодейственные и целебные свойства воды – 2 час.

Теория – 1 час. Акватерапия – медицина ⅩⅩⅠ века. Обсуждение рекомендаций доктора медицины Ф. Батмангхелидж

Практика – 1 час. Химикобиологический эксперимент "Влияние качества воды на здоровье человека"

Тема 7. Почему снежинки шестиугольные? – 2 час.

Теория – 1 час. Анализ структуры кристаллической воды – льда

Практика – 1 час. Лабораторная работа "Кристализация воды"

Тема 8. Способы очищения воды – 2 час.

Теория – 1 час. Различные способы очищения воды

Практика – 1 час. Различные варианты получения гарантированного высокого качества питьевой воды из разнообразных источников.

Тема 9. Круговорот воды в биосфере – 2 час.

Теория – 1 час. Диспут о том, что вода является участницей всех процессов жизнедеятельности.

Практика – 1 час. Последствия избыточного количества воды в организме

Тема 10. Роль воды в организме человека – 2 час.

Теория – 1 час. Вода – источник жизни. Транспортная роль воды. Внутренняя среда человека, процентное содержание воды. Вода – растворитель.

Практика – 1 час. Практическая работа "Вода – универсальный растворитель"

Тема 11.Обезвоживание организма человека, его последствия – 2 час.

Теория – 1 час. Нарушение обмена веществ. Водно-солевой баланс. Роль воды, ее свойства.

Практика – 1 час. Последствия обезвоживания организма

Тема 12. Какую роль выполняет в растительном и животном мире вода?– 2 час.

Теория – 1 час. Роль воды для растений и для животных.

Практика – 1 час. Практическая работа "Зависимость роста растений от количества и температуры полива«

Тема 13. Водно-солевой баланс человека. pH среда. Плазмолиз клеток. – 2 час.

Теория – 1 час. Решение биохимических задач на расчет рН среды

Практика – 1 час. Проведение лабораторной работы «Плазмолиз и деплазмолиз в кожице чешуи лука». Сравнение величины кусочков картофеля и мяса до помещения в соленый раствор и после.

Тема 14. Значение Na, К, Са, Cl, P, Fe, I. Заболевания при избытках и недостатках – 2 час.

Теория – 1 час. Изучение работы калий-натриевого насоса. Значение хлора, кальция, железа. Заболевания при избытке и недостатки данных веществ в организме человека.

Практика – 1 час. Изучение анализов крови и мочи. Нормы гемоглобина. Причины анемии.

Тема 15. Нарушение обмена веществ организма – 2 час.

Теория – 1 час. Роль макро, микро и ультрамикроэлементов в органических веществах. Заболевания при их избытке и недостатке. Причины, профилактика и исследования количества данных веществ.

Практика – 1 час. Исследование продуктов питания на содержащие данные макроэлементы.

Тема 16.Связь экологии жилища со здоровьем человека – 2 час.

Теория – 1 час. Микроклимат жилища человека.

Практика – 1 час. Экологические дебаты о том, что здоровье человека в основном формируется в месте проживания, где он проводит большую часть жизни.

Тема 17.Строительные и отделочные материалы – 2 час

Теория – 1 час. Популярные строительные и отделочные материалы

Практика –1 час. Исследовательская работа, цель которой: изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, а так же вопросы грамотного и взвешенного их выбора.

Тема 18.Лаки, краски, мебель – 2 час.

Теория – 1 час. Искусственные, синтетические, и природные полимеры.

Практика – 1час. Изучить опытным путем химический состав наиболее часто используемых лакокрасочных материалов, их токсичность и влияние на живой организм

Тема 19. Моющие средства – 2 час.

 

 

 

 

 

Цели программы

Создание условий для творческого развития личности различными средствами, развитие мотивации к познанию и творчеству.

Результат программы

· Поиск нужной информации и правильное ее использование.

· Повысить интерес к предметам естественнонаучного цикла.

· Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

· Сформировать активную жизненную позицию

· Любовь к окружающему миру

- профориентация 

Материально-техническая база

Кабинета биологии, химии, актовый зал. Лабораторное оборудование по химии и биологии. Проектор, компьютер, аудио и видео техника.