«Фольклор для детей» (ПФДО) Ювженко Н.А.

Программа «Фольклор для детей», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Фольклор -детям» Богдан И.Н., Головеченко Ю.Э..и Мирзоян Ю.А. а также на основе собственного опыта работы в гимназии № 9, курсовых подготовок, материалов периодической печати

Освоение детьми фольклора дает им возможность лучше понять и узнать историю своего народа, родного края, ощутить свою сопричастность к огромному целому, называемому Родиной, Россией, глубже прочувствовать значение понятия "Малая родина«.

Обучение детей, постижение ими содержания программы «Фольклор для детей» происходит на основе взаимодействия и взаимопроникновения различных форм художественной деятельности – музыки, народного танца, фольклорного театра. Фольклорный материал включает в себя и объединяет различные виды и жанры народного творчества – это песни, танцы, игры, декламация, элементы театрального искусства, прикладное творчество (изготовление народных костюмов, атрибутов, игрушек, шумовых музыкальных инструментов и пр.). Занятия в фольклорном коллективе дают возможность добровольного объединения педагогов, родителей и детей на почве освоения народной культуры.

Образовательная программа «Фольклор для детей» опирается на достижения русского вокально-хорового исполнительства и традиции певческой этнопедагогической и музыковедческой российской школы. Учебный репертуар программы включает лучшие образцы песенно-игрового фольклора, записанные участниками ансамбля в фольклорных экспедициях.

Актуальность программы обусловлена острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.

Значимость программы мы видим в том, что традиционная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.

Новизна программы состоит в образовательных технологиях, позволяющих достичь оптимального результата за минимальное количество часов. Обучение по программе организовано с учётом событий русского календарно-обрядового круга, при этом опирается на закономерности, лежащие в основе народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

Педагоги

Программу реализует педагог дополнительного образования Ювженко Наталья Александровна.

Расписание

В неделю -2часа (1 раз по 2 часа). Общее количество учебных недель в год -36.

 Программа разделена на два учебных модуля. Первый модуль составляет 32 часа, период обучения с сентября по декабрь. Второй модуль составляет 40 часов, период обучения – январь – май.

Содержание программы

Содержание 1-го года обучения включает в себя следующие тематические блоки:

· разнообразие фольклорных жанров;

· знакомство с основными русскими народными праздниками;

· развитие голоса и слуха на фольклорной основе;

· развитие чувства ритма на основе фольклорной хореографии;

· пословицы и поговорки;

· песни (лирические, исторические); знакомство с русскими народными инструментами

 

Цели программы

Основной целью данной программы является этнокультурное образование детей через изучение и освоение традиций русского фольклора, и на этой основе – овладение способами научно-поисковой деятельности. 

Результат программы

 

Планируемые результаты:

образовательные:

Обучающиеся изучили основные русские обряды, праздники, жанры народной песни и танца;
У обучающихся сформированы элементарные навыки научно-поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих, этнических материалов;
иметь представление о: разнообразии фольклорных жанров; некоторых народных обрядах и праздниках: жатве, зимних и «зеленых» святках, Масленице, встрече весны;
иметь начальные навыки: фольклорного интонирования; владения простейшими элементами фольклорной хореографии; игры на простых изученных народных инструментах; спокойно брать дыхание; в ритме напева четко декламировать тексты изученных песен; исполнять фольклорный материал пройденных жанров; ритмично ходить под музыку и исполнять простейшие элементы русского танца


развивающие:

У обучающихся выявлены и развиты индивидуальные творческие и музыкальные способности в процессе изучения народной культуры;
Практическое освоение традиционного русского музыкального, пластического (танцевального) и поэтического творчества;
У обучающихся развита самостоятельность и инициатива;
У детей будут воспитаны: интерес к народной культуре; умение видеть прекрасное в народном творчестве; основы норм поведения в быту и обществе

воспитательные:

Обучающимся привито чувство любви к народной культуре через народное пение;
У обучающихся сформирован интерес, бережное отношение, уважение и любовь к традиционной русской культуре и культуре других народов; воспитано чувство принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
У обучающихся сформирован эстетический и художественный вкус, познавательный интерес.
уметь: вести себя на занятиях; быстро переходить из активного состояния (игровые или хореографические движения) в состояние внимания (слушать педагога);

Особые условия проведения

Основная форма занятий – групповая. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постоянное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение, необходимое для занятий, предоставлено в полном объёме. Кабинет для занятий – это светлое, просторное помещение, соответствующее требованиям СанПин.

Перечень оборудования: ноутбук, колонки, флеш-носитель.

 

Видео

[ "" ]