Подготовительное двухгодичное обучение

  • (1)

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовительный класс» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ, рекомендаций по разработке программ учебных предметов дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств Министерством культуры РФ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта.

Настоящая программа направлена на художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей, выявление и развитие способностей обучающихся в области музыкального искусства.

Практическая деятельность в области инструментального исполнительства, теории музыки, коллективного музицирования с раннего возраста создает возможности для мотивированного выбора обучающимися и их родителями направлений дальнейшего обучения в школе искусств, формирует фундамент для успешного освоения детьми дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. Кроме того, раннее художественно-эстетическое воспитание даёт результаты в развитии способностей ребенка намного более эффективные и устойчивые, чем обучение с 8-9 лет.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы – 5 лет.

По окончании обучения по Программе ребенок может по заявлению родителей (законных представителей) пройти процедуру отбора в целях обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства, реализуемых Школой. Прием и отбор детей, окончивших подготовительный класс, осуществляется в порядке и по правилам, установленным локальным нормативным актом Школы.

Документ об окончании подготовительного класса не выдается.

Педагоги

Чарнецкая И.А.

Содержание программы

1 год обучения

1. Основы музыкальной грамоты.

· Название и порядок нот, расположение их на нотном стане. Мажор и минор. Музыкальные регистры Длительности: целая, половинная, четверть, восьмые /со счетом и на слоги «ТА-А», «ТА», "ТИ-ТИ«. Реприза. Понятия «вступление».

2. Вокально-хоровая работа

2.1.Развитие певческих навыков. Артикуляционная гимнастика. Фонопедические упражнения (в том числе с использованием методики В.В. Емельянова). Упражнения для дыхания Упражнения на правильное формирование звуков в речи и пении.

3. Развитие музыкальной памяти: Запоминание и пропевание за преподавателем простых музыкальных фраз (2-3 такта) со словами, на слог.Допевание музыкальной фразы.

4. Развитие музыкального аналитического мышления.Понятие регистров. Выработка умения отличать низкие, средние и высокие звуки в музыке. Определение характера музыки. Определение темпа и динамики. 

5. Развитие метроритма. Умение чувствовать сильную долю и показывать её движением (ударом или хлопком в ладоши). Проговаривание и одновременное прохлопывание считалок, стихов, текстов песен. 

6. Ритмика. Движение под музыку:а) Марш, ходьба, подскоки, бег.б) Изображение в движении различных животных (медведь, заяц, слон, лошадка, бабочка и т.д.)в) Движения в жанре, ритме и характере с ускорениями, замедлениями и остановками.г) Исполнение постановочных песен.

7. Пальчиковая гимнастика. Различные упражнения для развития координации, силы и мелкой моторики пальцев рук с использованием стихов, включающие сюжетные композиции.

8. Детский шумовой оркестр. Умение выделять и определять основные тембры: «шуршащие», «стучащие», "звенящие«. Навыки игры на инструментах шумового оркестра (показ сильной доли, пульса, изобразительных элементов).

9. Этно-художественный компонент в музыкальных занятиях.Музыкальные сюжетно-ролевые игры на основе русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка ряба»), участие в этих играх детей способствует развитию коммуникативных качеств.Разучивание и исполнение народных песен, народных игр.

2 год обучения

1. Основы музыкальной грамоты. Название и порядок нот, расположение их на нотном стане. Мажор и минор. Тоника и тональность. Тон, полутон. Ступени. Устойчивые и неустойчивые ступени. Музыкальные регистры. Длительности: целая, половинная, четверть, восьмая. Паузы: целая, половинная, четверть, восьмая. Реприза. Размеры: 2/4, 3/4,4/4.

1. Вокально-хоровая работа

2.1.Развитие певческих навыков. Дыхательные упражнения (в том чесле по системе А. Стрельниковой). Артикуляционная гимнастика. Фонопедические упражнения (в том числе с использованием методики В.В. Емельянова). Упражнения на правильное формирование звуков в речи и пении. Пение различных песенок-попевок, направленных на расширение певческого диапазона.

2.2.Ладово-интонационная работа. Работа над координацией музыкального слуха и голоса. Работа над чистотой интонации. Выработка умения отличать пение с чистой интонацией от фальшивого пения. допевание музыкальных фраз до тоники. 

3. Развитие музыкальной памяти: Запоминание и пропевание за преподавателем простых музыкальных фраз (2-3 такта) со словами, на слог, с голоса преподавателя, с фортепиано и без поддержки фортепиано. Развитие зрительной памяти на примере нотной и ритмической записях. Допевание музыкальной фразы до тоники и на заданный стихотворный текст.

4. Развитие музыкального аналитического мышления. Понятие регистров. Выработка умения отличать низкие, средние и высокие звуки в музыке. Определение характера музыки. Определение темпа и динамики. Определение штрихов: legato, non legato, staccato. Определение направления мелодии вверх поступенно, вниз поступенно, вверх по трезвучию, вниз по трезвучию, в мажорном и минорнам ладах

5. Развитие метроритма. Умение чувствовать сильную долю и показывать её движением (ударом или хлопком в ладоши). Определение и дирижирование размеров 2/4, 3/4. Проговаривание и одновременное прохлопывание считалок, стихов, текстов песен. Проговаривание и простукивание ритмо-слогов (ТА, ТИ-ТИ) по заданному ритму. Прохлопывание ритмических цепочек в размерах: 2/4, 3/4,4/4 со счетом вслух.

6. Ритмика. Движение под музыку:а) Марш, ходьба, подскоки, бег.б) Изображение в движении различных животных (медведь, заяц, слон, лошадка, бабочка и т.д.)в) Движения в жанре, ритме и характере с ускорениями, замедлениями и остановками.г) Исполнение постановочных песен.

7. Пальчиковая гимнастика. Различные упражнения для развития координации, силы и мелкой моторики пальцев рук с использованием стихов, включающие сюжетные композиции· Пение по "поющей ладошке«

8. Детский шумовой оркестр. Умение выделять и определять основные тембры: «шуршащие», «стучащие», "звенящие".· Навыки игры на инструментах шумового оркестра (показ сильной доли, пульса, изобразительных элементов).

Цели программы

Цель программы: развитие музыкальных способностей учащихся и подготовка детей к поступлению в музыкальную школу с целью обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Результат программы

- общее художественно-эстетическое развитие личности ребенка;

- развитие музыкального слуха, интонации, чувства ритма, музыкальной памяти;

- развитие интеллекта, воображения, фантазии;

- приобретение коммуникативных навыков;

- формирование первичных представлений о средствах музыкального языка;

- формирование навыков самостоятельной работы;

- воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

- выявление музыкально-одаренных детей в раннем возрасте.

Особые условия проведения

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Подготовительный класс», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Материально-техническая база

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Подготовительный класс», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.