«Числа – наши помощники» (Математика 9 класс)

Дополнительная общеразвивающая программа «Числа – наши помощники» реализуется в рамках естественнонаучной направленности.

Актуальность программы. Для жизни в современном обществе важными являются умственные навыки проявляющиеся в определенных ситуациях. Современный человек для улучшения качества жизни должен дружить с числами и уметь с ними обращаться. Сейчас просто необходимо разбираться в финансовых процедурах, грамотно строить бюджет, рассчитывать соотношения, определять целесообразность покупок со скидками, быстро считать, защищать себя и близких от мошенников, выгодно вкладывать средства и т.п. В ходе решения подобных задач, помимо необходимых в жизни навыков, развиваются творческая и прикладная стороны мышления, развивается воображение. Игры с числами, забавные игровые моменты при освоении подобных навыков способствуют наилучшему усвоению материала, естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формировать, обосновывать и доказать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Занятия по программе помогают учащимся оценить свои потребности, прививают навыки исследовательской работы, расширяют кругозор и имеют большое воспитательное значение.

преподаватели

Программу реализует педагог дополнительного образования Ткаченко Любовь Викторовна.

Расписание

Срок обучения – 1 ученый год. 72 часа (2 часа в неделю в течение учебного года)

Программа состоит из двух учебных модулей

I модуль – 32 часа (сентябрь-декабрь)

II модуль- 40 часов (январь-май).

Содержание программы

1. Работа с ценами. Расчеты по ситуациям, взятым «с газетной полосы». Банковские расчеты. (14 ч.)

Теория. Вводное занятие. Беседа. Работа с источниками информации и научной литературой. Формулы и схемы «простого процентного роста». Формулы и схемы «сложного процентного роста». Исторические сведения о применении процентов ростовщиками и банками.

Практика. Вычисления и расчеты в ситуациях, связанных с ценообразованием, повышением и понижением цен на товары и услуги. Расчет начислений простых процентов за часть года; изменения годовых ставок простых процентов; капитализации простых процентов. Многократное начисление сложных процентов в течение нескольких лет. Ежегодные начисления сложных процентов.

2. Бытовые и технологические расчеты процентного содержания сплавов, растворов и т.п. Функциональные зависимости с экономическим содержанием. (9 ч.)

Теория. Вычисление концентрации и процентного содержания. Технологические тонкости работы со сплавами и вычисление процентного содержания. Использование в экономических расчётах уравнения прямой.

Практика. Вычисление концентрации и процентного содержания. Решение производственно – экономических задач с помощью линейной функции.

3. Помощь чисел и вычислений в реальной жизни. (9 ч.)

Теория. Финансовые пирамиды. Закон сохранения. Фирмы-распространители. Сетевая технология. Повторение формул и финансовых законов. Доступные финансовые процедуры. Акции.Как выбрать выгодный вклад в банке. Как накопить деньги?

Практика. Расчётные задачи. Творческая работа: "Как обеспечить себе будущее?"

4. Числа вокруг нас. (20 ч.)

Теория. Оплата покупок, расчет за покупки, учет расходов семьи. Примеры быстрого счета. Проценты в статистических отчётах. Использование математического аппарата для составления кормовых рационов животных.

Практика. Подсчет вариантов рационального использования времени делового человека. Задачи на взвешивание. Составление кормовых рационов животных. Проектно-исследовательские работы.

5. Логические казусы и нестандартные ситуации. Веселые вычисления. (18 ч.)

Теория. Вычисления экономического, биологического и химического содержания. Веселые вычисления: игровые задания, викторины, фольклорная математика.

Практика: Вычисления в группах, создание и разрешение своих проблемных ситуаций.

6. Итоговое занятие. (2 ч.)

Практика. Презентация творческих работ. Зачет. Конкурс-игра.

Цели программы

Цель курса: изучение рациональных методов действий в ситуациях, предлагаемых современной действительностью большинству людей в повседневной жизни; вовлечение учащихся в самостоятельную работу, подготавливающую их к продуктивной «взрослой» деятельности профессионального и личного аспекта.

Результат программы

Образовательные:

· обучающиеся освоили способы оптимального решения различных бытовых задач и ситуаций,

· могут рационально мыслить при решении различных жизненных вопросов, требующих вычислений;

· умеют обучающихся продуктивно работать с ценами;

· стали разбираться в финансовых процедурах, научились вести банковские расчеты;

· овладели способами решения бытовых и технологических задач на сплавы и процентное содержание;

· имеют представление о том, каким образом улучшить свою жизненную ситуацию, используя вычисления.

Метапредметные:

· познавательный интерес получил развитие;

· получило развитие логическое мышление, наблюдательность, воображение;

· развитие умственных способностей: гибкости, критичности ума;

· обучающимся стали присущи самостоятельность и широта мышления, улучшилась память, получила развитие способность к цельности восприятия, генерированию идей;

· сформированы исследовательские навыки применения методов научного познания: анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации, индукции и дедукции, классификации, аналогии и моделирования и др.;

· получили развитие общие учебные умения: постановка учебной цели, выбор средств её достижения, структурирования информации, выделения главного.

Личностные:

· обучающимся присущи нравственные качества личности: настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность;

· воспитаны творческая активность и самостоятельность, трудолюбие;

· развиты критичность мышления, способность к аргументированному отстаиванию своих взглядов и убеждений;

сформированы мировоззренческие представления о числах и вычислениях как части общечеловеческой культуры, их роли в общественном прогрессе.

Особые условия проведения

Занятия групповые. Состав группы постоянный. На обучение принимаются все желающие

Материально-техническая база

Кабинет для занятий – это светлое, просторное помещение. В нём есть достаточное дневное и вечернее освещение; его легко проветрить. Эстетическое оформление кабинета, чистота и порядок, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий.

Видео