«Умелые ручки»

Новизна программы заключается в том, что ее содержание представлено многоступенчато различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами по изготовлению открыток, картин, панно и игрушек, а также предметов, полезных для школы и дома. Основные разделы программы: удивительный мир аппликации, поделки из текстиля и ниток, пластилинография тестопластика, конструирование, плетение и др. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно- конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

преподаватели

В реализации дополнительной общеразвивающей программы принимает участие учитель начальных классов (высшая квалификационная категория), дефектолог Антонова Екатерина Валерьевна

Содержание программы

Структура программы предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к темам, техникам и технологиям на более высоком и сложном уровне. Это способствует тому, что получая первичные знания и навыки на первом году обучения, у ребят появляется интерес, который они могут закрепить и развить в последующие года обучения. Все задания разнообразны и соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия (поделки), таким образом, теоретические знания и технологические приемы подкрепляются практикой.

Основные идеи программы: воспитание и обучение осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется «сквозь» ребенка, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои композиции, минимально прибегая к выкройкам и шаблонам. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, приобретения детьми коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Цели программы

Цель программы – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники работы с бумагой и другими материалами.

Результат программы

Учащиеся должны знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

- приемы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем, угольником);

- свойства и возможности бумаги, бисера, пластилина, теста и текстиля, как материала для художественного творчества;

- роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека,

о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития;

- основы композиции, формообразования, цветоведения;

- основные виды работ: вырезание, плетение, складывание, наклеивание, декорирование, объемное конструирование;

- способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Учащиеся должны уметь:

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать простейшие технические рисунки, эскизы (определять название детали, материал из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры), и самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).

- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

- создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в объемах и плоскостных композициях;

- творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения проектно – художественной задачи.

Особые условия проведения

Для организации качественных занятий необходимо:

· наличие светлого просторного помещения,

 

Материально-техническая база

· шкафы для хранения материалов,

· для оформления выставок – стеллажи и стенды, рамки,

· наглядные и методические пособия – образцы готовых изделий, таблицы, схемы, технологические карты, презентации, карточки для контроля знаний,

· мультимедийная техника и компьютер (для демонстрации презентаций),

· материалы (бумага цветная, картон белый и цветной, гофрокартон, бумажные салфетка, бисер, проволока, леска, клей ПВА, лак, краски акварельные и гуашевые, пластилин, мука и соль, лоскуты ткани разных цветов и разного качества, нитки для шитья, вышивания и плетения, синтепон, фурнитура для изделий из бисера, «глазки», паетки и др.),

· инструменты (ножницы, кисти, иголки, линейки, баночки для воды и клея, тряпочки для вытирания рук и кистей, клеенки для столов, дощечки для работы с пластилином и тестом и др.),

· наглядные пособия: готовые изделия, схемы, фотографии, презентации, книги, трафареты и шаблоны и др.