«Юные грамотеи» (русский язык для детей мигрантов)

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа юных грамотеев» (Русский язык для детей – мигрантов) (далее Программа) реализуется в соответствии с художественной направленностью образования и предназначена для детей – мигрантов, не владеющих или слабо владеющих русским языком, который является для них неродным.

 Актуальность программы обусловлена прежде необходимостью появления данного вида обучения в системе дополнительного образования, которая, в свою очередь, соответствует требованиям к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке. Данная Программа создана прежде всего для того, чтобы обучающиеся, приехавшие в Российскую Федерацию из стран ближнего и дальнего зарубежья, постигая основы русского языка, совершенствуя свои знания, были психологически подготовлены к успешному изучению предметов школьного цикла на русском языке, тем самым они смогут максимально адаптироваться в новой социальной среде и коллективе.

Развитие миграционной ситуации в Российской Федерации и наличие детей – мигрантов и детей, слабо владеющих (не владеющих) русским языком, обозначили необходимость обновления деятельности общеобразовательных учреждений, в том числе и учреждений дополнительного образования, а также реализации комплекса мер по языковой, социальной и культурной адаптации детей мигрантов. Наблюдения и первичные диагностические материалы доказывают, что для некоторых детей мигрантов характерно слабое знание русского языка, а некоторые из них не владеют им даже на бытовом уровне. Поэтому данная Программа предполагает решение проблем, связанных с социальной адаптацией, которая, в свою очередь, будет осуществляется посредством овладения языком, грамотностью, формами общения, нормами поведения. Социализация детей-мигрантов означает в образовательном процессе следующие идеи: воспитание личности не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе; воспитание языковой личности, владеющей родным языком и языками мира, способной к диалогу, обмену смыслами, любящей и берегущей как государственный, так и родной язык; воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства.

Также данная Программа обладает и педагогической целесообразностью, которая определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности. В частности, изучение русского языка, знакомство с русской литературой, русским народным творчеством, обычаями, традициями русского народа способствует решению многих морально – нравственных, этических проблем в воспитании, формированию эстетического вкуса, а также эффективному общению в различных сферах общества, что в конечном итоге способствует повышению общей культуры детей-мигрантов.

преподаватели

Программу реализует педагог дополнительного образования Тараканова Светлана Вячеславовна

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа. 1 академический час составляет 45 минут.

Содержание программы

1. Диагностика уровня знаний
Аудирование и говорение. Рассказ о себе.
Инструктаж по технике безопасности. Беседа о правилах поведения на занятиях. Правила слушания; виды слушания и их использование в речевой деятельности.
Устный рассказ, анализ, ответы на вопросы.

Чтение и письмо. Анкетирование.
Виды чтения, их использование в деятельности. Русский алфавит; буквы; основные правила произношения.
Ознакомительное и изучающее чтение; анализ прочитанного. Рассказ по картинкам. Ответы на вопросы и анализ написанного.

2. Речь и язык.
Устная и письменная речь.
Понятие речевой деятельности; её виды и формы. Отличительные черты устной и письменной речи.
Составление диалогов на темы повседневного общения4 анализ письменных текстов.

3.Контрольная работа
Составление текста "Мой дом и моя семья«.
Признаки текста, основные средства связи.
Составление устных рассказов/ написание тексов на заданную тему. Составление словаря. Анализ и оценка.

4. Основные единицы языка
Звук, слог, слово. Интонация. Ударение.
Понятие и признаки звуков, слогов, слов в русском языке. Понятие и роль интонации. Характеристика ударения в русском языке, его функция.
Выполнение фонетических упражнений, направленных на правильное формирование техники речи.

Система гласных звуков в русском языке. Типы интонации.
Отличительные особенности произношения гласных звуков, их роль в слогообразовании. Типы интонации.
Выполнение фонетических упражнений, направленных на правильное произношение гласных; построение различных интонационных конструкций.

Система согласных в русском языке. РР «Город, в котором я живу».
Отличительные особенности образования и произношения согласных звуков
Выполнение фонетических упражнений, направленных на правильное произношение согласных. Работа над текстом. Составление словаря..

Словосочетание, предложение, текст. РР "Моя школьная жизнь"
Понятие синтаксиса и его единиц. Их отличительные особенности. Коммуникативные функции предложения.
Выполнение тренировочных упражнений, направленных на разграничение и использование синтаксических единиц в речи. Составление текста.

5. Морфология. Основные грамматические сведения об имени существительном

6. Правописание и использование в речи имени существительного

7. Основные сведения о лексикологии

8. Основные сведения о местоимении

9. Контрольное диагностирование

Цели программы

В процессе межличностного общения обобщить основные знания о языке, расширить представление о русской разговорной речи, необходимые для адаптации в новой социальной и языковой среде; а также использовать их на практике.

Результат программы

Реализация Программы

-обеспечит развитие навыков общения на русском языке детей-мигрантов, детей, слабо владеющих (не владеющих) русским языком в бытовой и учебной сферах;

-будет способствовать социокультурной и языковой адаптации детей;

-сделает возможным снижение напряженности и количества конфликтов в межнациональной школьной среде;

 

-поможет детям-мигрантам понять и принять нормы существования в российском обществе и системы ценностей Российской Федерации ;

 

-будет способствовать снятию межъязыкового барьера и установлению доброжелательных отношений в микро- и макросреде.

Образоваительные результаты:

- обучающиеся освоили лексику, обеспечивающую общение в рамках тем бытового характера, а также овладели лексикой основных предметов базового плана среднего звена школы, обеспечивающей включение ребёнка в процесс обучения;

- у обучающихся скорректированы и развиты навыки произношения и интонирования речи;

- обучающиеся освоили грамматическую базу русского языка в пределах первого сертификационного уровня государственных стандартов по русскому языку для мигрантов;

Метапредметные:

- у обучающихся развиты внимание, речь, память, логическое мышление, навыки чтения, говорения, слушания и письма; умение аргументировать свои высказывания; развиты творческие способности в учебном процессе эстетический и художественный вкус; интеллектуальные способности, познавательные интересы, долговременная память; привиты основы культуры речи, бережное отношение к русскому языку.

Личностные:

-у обучающихся воспитано объективное отношение к себе, умение работать в группе, эмоционально – положительный взгляд на жизнь и мотивация к обучению в школе;

- у обучающихся воспитано стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях знаний. целеустремленность, дисциплинированность, чувство взаимопомощи, ответственности за конечный результат своей работы;

-у обучающихся развито трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.

- у обучающихся сформировано стремление к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. сознательное отношение к русскому языку как явлению культуры, основному средству общения; интерес и любовь к русскому языку;

– у обучающихся развита речевая культуры, бережное отношение к языку; освоена культурно-страноведческой информация, необходимая для адаптации ребёнка к новым условиям жизни (фоновые знания.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и анализа результатов практической деятельности.

Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в форме творческих работ и презентаций.

Особые условия проведения

Форма обучения – очная. В связи со сложившейся обстановкой, связанной с карантинными мерами, занятия возможно проводить в дистанционной форме.

Материально-техническая база

Кабинет для занятий – это светлое, просторное помещение. В нём есть достаточное дневное и вечернее освещение; его легко проветрить. Эстетическое оформление кабинета, чистота и порядок, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий.

Информационное обеспечение

Используются специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео, теле, средства обучения.

 

Видео