Данная Программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: "А зачем нам нужно изучать математику?".
Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей, достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость, направлена на усиление общекультурного математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Она доступна обучающимся. Начинать изучение Программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность, а также предусматривает дифференциацию по уровню подготовки обучающихся.
преподаватели
Занятия по Программе ведёт педагог, имеющий компетенции в области предмета математика, либо любой другой специалист в области математики, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Расписание
Занятия проводятся во второй половине дня (после 15.00) по понедельникам и четвергам
Содержание программы
1. Вводное занятие
Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Математика – царица наук: рассуждения о значении математики в жизни людей и общества.
2. Математическая логика. Элементы комбинаторики
Что такое логика. Великие личности о логике. Основы теории графов. Логические задачи, решаемые с помощью графов. Логические задачи, решаемые с помощью таблицы. Биография Леонарда Эйлера. Задача о кенигсбергских мостах. Комбинаторные задачи, решаемые перебором вариантов. Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графа, решаемые с помощью таблицы. Задачи на разбиение и разрезание геометрических фигур. Решение логических задач из коллекции математических праздников.
3. Задачи на развитие внимания и аналитических способностей
Виды и свойства внимания. Задачи на развитие концентрации внимания. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие пространственного воображения. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Мини-проект «Секреты Мнемозины». Моделирование из проволоки.
4. Текстовые сюжетные задачи
Текстовые сюжетные задачи- задачи, в которых в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), речь о реальных объектах, процессах, связях и отношениях. Реальные процессы – это движение, работа, покупки, смеси, сплавы и т.д. Обучение методу моделирования (описание реальных процессов на языке математики).
Виды задач на движение. Нестандартные задачи на движение. Задачи на круговое движение Задачи на движение протяжённых тел. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.
Два типа задач на работу: раздельная работа и совместная работа. Различные методы решения задач на совместную работу разными способами, составление алгоритма решения задач на совместную работу.
5. Прикладная математика
Проценты. Процентные расчеты в жизни современного человека. Повышение стоимости с последующим понижением на те же проценты не дает исходной величины. Что такое скидки и акции?
Математика в быту. Меблировка комнаты. Дизайн интерьера. Математические расчеты и эргономика. Как выбрать интерьер для определенной комнаты дома?
Математика и режим дня. Потребности в режиме дня как возможности сохранить здоровье и многое успевать, необходимости чередовании труда и отдыха.
6. Геометрия вокруг нас
Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, окружность и их свойства. Задачи на построение являются важным средством формирования у учащихся геометрических представлений в целом. Основные задачи на построение циркулем и линейкой. «Танграм» и «Пифагор» геометрические головоломки. Симметрия в природе и архитектуре. Золотая пропорция. Золотое сечение в природе и архитектуре. Геометрия храма. Знакомство с красотой и своеобразием русского православного храма. Познакомиться с некоторыми геометрическими зависимостями, которые положены в основу построения русских православных храмов и куполов. Бордюры. Трафареты. Орнаменты. Паркеты.
7. Итоговые занятия
Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. Неразрывная связь математики с другими науками. Умение самостоятельно добывать знания из разных источников информации. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Подведение итогов года. Выявление самого активного участника. Поощрение победителей конкурсов и олимпиад.
Цели программы
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности обучающихся через вовлечение их в индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность, развитие и закрепление интереса к математике, желания творчески применять полученные знания
Результат программы
Изучение данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика вокруг нас» создаст условия для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
- начальные представления о математических способах познания мира;
- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми;
- умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению;
- развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Предметные:
По итогам освоения Программы обучающиеся должны знать:
- значение математики как науки;
- знать и правильно употреблять математические термины;
- существо понятия алгоритма, примеры алгоритмов;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
уметь:
- решать текстовые задачи с помощью математической модели;
- решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;
- создавать математические модели практических задач;
- решать текстовые задачи с практическим содержанием
- проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач;
- работать в группе, как на занятиях, так и вне их;
- работать с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет;
- использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Метапредметные:
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач, способности к самооценке результатов своей деятельности;
- формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
- формирование умений добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.
- формирование умения критически относиться к своему и чужому мнению,
умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество.
Особые условия проведения
Занятия проходят в помещении ЧОУ "Православная гимназия "Одигитрия".
Приходить необходимо за 10 минут до начала занятия. При себе иметь сменную обувь или бахилы.
Индивидуальные инструменты: линейка, ручка, карандаш, ластик (стёрка), тетрадь или блокнот в клетку.
Материально-техническая база
Программа является инструментом целевого развития математических способностей детей. Занятия по Программе осуществляются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.
Занятия по дополнительному образованию проводятся в учебном кабинете ЧОУ "Православная гимназия "Одигитрия«
Помещение и учебная мебель для проведения занятий соответствуют нормам СанПиН.
Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (компьютер, проектор).
В процессе обучения учащиеся и педагог обязаны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Перечень необходимого оборудования:
- персональный компьютер с доступом в интернет, ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- сканер;
- принтер;
- микрофон, наушники, колонки;
- презентации по различным темам курса;
- методические пособия;
- таблицы, карточки, раздаточный материал;
- дидактические игры;
- распечатки учителя;
- комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль;
- медиатека педагога.
Все обучающиеся обеспечены необходимыми учебно-методическими материалами, в число которых входят:
- тексты входных и текущих тестов
- картинные и картинно-динамические материалы (компьютерные презентации, слайды);
- смешанные материалы (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
- учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета, развитию общего кругозора учащегося и т.д.)
- дидактические пособия (карточки с задачами по темам, раздаточный материал)
Стоимость
Источник финансирования – Сертификат ПФДОД