Математика вокруг нас

Данная Программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: "А зачем нам нужно изучать математику?".

Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей, достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость, направлена на усиление общекультурного математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Она доступна обучающимся. Начинать изучение Программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность, а также предусматривает дифференциацию по уровню подготовки обучающихся.

преподаватели

Занятия по Программе ведёт педагог, имеющий компетенции в области предмета математика, либо любой другой специалист в области математики, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Расписание

Занятия проводятся во второй половине дня (после 15.00) по понедельникам и четвергам

Содержание программы

1. Вводное занятие

Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Математика – царица наук: рассуждения о значении математики в жизни людей и общества.

2. Математическая логика. Элементы комбинаторики

Что такое логика. Великие личности о логике. Основы теории графов. Логические задачи, решаемые с помощью графов. Логические задачи, решаемые с помощью таблицы. Биография Леонарда Эйлера. Задача о кенигсбергских мостах. Комбинаторные задачи, решаемые перебором вариантов. Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графа, решаемые с помощью таблицы. Задачи на разбиение и разрезание геометрических фигур. Решение логических задач из коллекции математических праздников.

3. Задачи на развитие внимания и аналитических способностей

Виды и свойства внимания. Задачи на развитие концентрации внимания. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие пространственного воображения. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Мини-проект «Секреты Мнемозины». Моделирование из проволоки.

4. Текстовые сюжетные задачи

Текстовые сюжетные задачи- задачи, в которых в которых описан некоторый жизненный сюжет (явление, событие, процесс), речь о реальных объектах, процессах, связях и отношениях. Реальные процессы – это движение, работа, покупки, смеси, сплавы и т.д. Обучение методу моделирования (описание реальных процессов на языке математики).

Виды задач на движение. Нестандартные задачи на движение. Задачи на круговое движение Задачи на движение протяжённых тел. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.

Два типа задач на работу: раздельная работа и совместная работа. Различные методы решения задач на совместную работу разными способами, составление алгоритма решения задач на совместную работу.

5. Прикладная математика

Проценты. Процентные расчеты в жизни современного человека. Повышение стоимости с последующим понижением на те же проценты не дает исходной величины. Что такое скидки и акции?

Математика в быту. Меблировка комнаты. Дизайн интерьера. Математические расчеты и эргономика. Как выбрать интерьер для определенной комнаты дома?

Математика и режим дня. Потребности в режиме дня как возможности сохранить здоровье и многое успевать, необходимости чередовании труда и отдыха.

6. Геометрия вокруг нас

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, окружность и их свойства. Задачи на построение являются важным средством формирования у учащихся геометрических представлений в целом. Основные задачи на построение циркулем и линейкой. «Танграм» и «Пифагор» геометрические головоломки. Симметрия в природе и архитектуре. Золотая пропорция. Золотое сечение в природе и архитектуре. Геометрия храма. Знакомство с красотой и своеобразием русского православного храма. Познакомиться с некоторыми геометрическими зависимостями, которые положены в основу построения русских православных храмов и куполов. Бордюры. Трафареты. Орнаменты. Паркеты.

7. Итоговые занятия

Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. Неразрывная связь математики с другими науками. Умение самостоятельно добывать знания из разных источников информации. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Подведение итогов года. Выявление самого активного участника. Поощрение победителей конкурсов и олимпиад.

 

Цели программы

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности обучающихся через вовлечение их в индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность, развитие и закрепление интереса к математике, желания творчески применять полученные знания

Результат программы

Изучение данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика вокруг нас» создаст условия для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные:

- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

- начальные представления о математических способах познания мира;

- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми;

- умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;

- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению;

- развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;

- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Предметные:

По итогам освоения Программы обучающиеся должны знать:

- значение математики как науки;

- знать и правильно употреблять математические термины;

- существо понятия алгоритма, примеры алгоритмов;

- логические приемы, применяемые при решении задач;

- значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;

уметь:

- решать текстовые задачи с помощью математической модели;

- решать нестандартные задачи, применяя изученные методы;

- создавать математические модели практических задач;

- решать текстовые задачи с практическим содержанием

- проводить небольшие математические исследования, высказывать собственные гипотезы и доказывать их;

- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач;

- работать в группе, как на занятиях, так и вне их;

- работать с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет;

- использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Метапредметные:

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;

- формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

- развитие умений работать с учебным математическим текстом;

- формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;

- развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

- развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач, способности к самооценке результатов своей деятельности;

- формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

- формирование умений добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

- формирование умения критически относиться к своему и чужому мнению,

умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество.

Особые условия проведения

Занятия проходят в помещении ЧОУ "Православная гимназия "Одигитрия".

Приходить необходимо за 10 минут до начала занятия. При себе иметь сменную обувь или бахилы.

Индивидуальные инструменты: линейка, ручка, карандаш, ластик (стёрка), тетрадь или блокнот в клетку.

Материально-техническая база

Программа является инструментом целевого развития математических способностей детей. Занятия по Программе осуществляются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.

Занятия по дополнительному образованию проводятся в учебном кабинете ЧОУ "Православная гимназия "Одигитрия«

Помещение и учебная мебель для проведения занятий соответствуют нормам СанПиН.

Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (компьютер, проектор).

В процессе обучения учащиеся и педагог обязаны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Перечень необходимого оборудования:

- персональный компьютер с доступом в интернет, ноутбук;

- мультимедийный проектор;

- сканер;

- принтер;

- микрофон, наушники, колонки;

- презентации по различным темам курса;

- методические пособия;

- таблицы, карточки, раздаточный материал;

- дидактические игры;

- распечатки учителя;

- комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): ли­нейка, транспор­тир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), цир­куль;

- медиатека педагога.

Все обучающиеся обеспечены необходимыми учебно-методическими материалами, в число которых входят:

- тексты входных и текущих тестов

- картинные и картинно-динамические материалы (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные материалы (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

- учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета, развитию общего кругозора учащегося и т.д.)

- дидактические пособия (карточки с задачами по темам, раздаточный материал)

Стоимость

Источник финансирования – Сертификат ПФДОД