Ментальная арифметика

Направленность программы.

 Программа «Ментальная арифметика» имеет естественнонаучную направленность.

 Уровень освоения программы.

 При реализации дополнительной общеразвивающей программы "Ментальная арифметика" используется ознакомительный уровень дополнительного образования детей.

 Актуальность программы.

 Актуальность данной программы заключается в том, что ментальная арифметика объединяет в себе устный счет с элементами интеллектуальных игр, а следовательно, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает логику и память, концентрацию внимания, формирует образное и пространственное мышление, развивает навыки общения, способствует самовыражению, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности детей, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.  Деятельность по программе «Ментальная арифметика» направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и нравственном развитии, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся.  Программа предоставляет возможность приобретать в процессе работы такие социальные качества как любознательность,активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Новизна программы.

 Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–14 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее детей. Современная образовательная система в основном ориентирована на развитие левого полушария, тогда как правое – активизируется во время уроков литературы, пения или рисования. Данный же курс развивает как левое полушарие мозга, так и правое. В этом и есть новизна дополнительной образовательной программы "Ментальная арифметика".

При разработке программы был изучен и обобщен мировой опыт использования методик по ментальной арифметике в образовании. Данные международных исследований свидетельствуют о пользе ментальной арифметики. Таким образом, ментальная арифметика способствует:

 • развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;

 • наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

 • развитию уверенности в собственных силах;

 • улучшению внимательности и концентрации;

 • развитию способностей к изучению иностранных языков.

 Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития.

 Отличительные особенности программы.

 Ментальная арифметика – это уникальная программа гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, основанная на системе устного счета и регулярной тренировке мозга. В программе используется древнейший вычислительный инструмент – абакус (устройство из прямоугольной рамы с косточками, которые можно перемещать на спицах). Сначала дети учатся решать арифметические операции используя абакус, вскоре после тренировок они начинают решать задачи, представляя абакус образно и уже не используя его. Таким способом, дети учатся решать сложные арифметические операции на высокой скорости, в то же самое время для них это остается лишь игрой. 

преподаватели

Захарова Наталья Владимировна, сертифицированный педагог по ментальной арифметике, осуществляет педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеразвивающей программы, планирует и организовывает взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, разрабатывает дополнительные общеразвивающие программы, ведёт документацию, обеспечивающую реализацию дополнительной общеразвивающей программы, организовывает и проводит досуговые мероприятия. 

Латыпова Анастасия Николаевна, сертифицированный педагог по ментальной арифметике, владеет методиками преподавания у детей школьного и дошкольного возраста, умеет организовывать детей на различные виды деятельности, применяет передовые технологии в процессе проведения занятий, постоянно совершенствует свои профессиональные навыки

Содержание программы

Тема 1. Техника безопасности. Вводное занятие. Знакомство с методикой по ментальной арифметике. Абакус и его конструкция: братья и друзья. Правила передвижения бусинок на абакусе (цифры от 0 до 9).

Тема 2. Знакомство с цифрами 1 и 2 на абакусе.

Тема 3. Знакомство с цифрами 3 и 4 на абакусе.

Тема 4. Повторение цифр 1-4. Добавление и вычитание на абакусе цифр 1-4.

Тема 5. Знакомство с цифрами 5-6.

Тема 6. Знакомство с цифрами 7-8.

Тема 7. Повторение цифр 5-8.

Тема 8. Добавление и вычитание на абакусе цифр 5-8.

Тема 9. Знакомство с цифрами 9 и 10.

Тема 10. Повторение цифр 9-10 на абакусе.

Тема 11. Добавление и вычитание на абакусе цифр 9-10.

Тема 12. Повторение цифр 5-10 на абакусе.

Тема 13. Повторение пройденных чисел на примере фруктов и абакуса.

Тема 14. Повторение пройденных чисел на примере фруктов и абакуса.

Тема 15. Определение чисел на абакусе.

Тема 16. Образное представление абакуса (в уме).

Тема 17. Образное представление абакуса. Закрепление пройденного материала.

Тема 18. Образное представление абакуса. Закрепление пройденного материала.

Тема 19. Простое сложение.

Тема 20. Примеры: простое сложение.

Тема 21. Простое сложение. Закрепление пройденного материала.

Тема 22. Простое сложение на метальной карте. Закрепление пройденного материала.

Тема 23. Простое вычитание.

Тема 24. Примеры: простое вычитание. Закрепление пройденного материала.

Тема 25. Простое вычитание. Закрепление пройденного материала.

Тема 26. Простое вычитание на метальной карте. Закрепление пройденного материала.

Тема 27. Простое сложение и вычитание.

Тема 28. Примеры: простое сложение и вычитание. Закрепление пройденного материала.

Тема 29. Простое сложение и вычитание. Закрепление пройденного материала.

Тема 30. Простое сложение и вычитание на метальной карте. Закрепление пройденного материала.

Тема 31. Образное представление абакуса. Закрепление пройденного материала.

Тема 32. Повторение простого сложения и вычитания.

Тема 33. Повторение простого сложения и вычитания.

Тема 34. Подготовка к олимпиаде подготовительного уровня.

Тема 35. Олимпиада подготовительного уровня по ментальной арифметике. Подведение итогов. Определение и награждение победителей олимпиады.

 

Цели программы

Цели программы.

Наиболее полное раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей через приобретение практических навыков устного счета и регулярную тренировку мозга, формирование образного мышления и пространственного воображения, развитие коммуникативных способностей и уверенности в собственных силах.

Задачи программы.

Обучающие:

 1. приобретение навыков устного счета

 2. развитие слуховой и зрительной памяти

 3. развитие внимательности

 4. развитие математических навыков

 5. развитие мелкой моторики движений

 6. развитие логического мышления

 Развивающие:

 1. развитие творческого мышления

 2. развитие навыков наблюдения

 3. формирование пространственного воображения

 4. развитие познавательной активности

 5. расширение кругозора

Воспитательные:

 1. развитие навыков общения и взаимодействия

 2. развитие навыков коллективной работы и умение находить согласованные решения

 

3. обучение самостоятельной работе

 

4. формирование ответственного отношения к учебе

 

5. создание условий для саморазвития

 

6. развитие уверенности в собственных силах.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы.

 Кроме того, что математический счет для детей превращается в любимую забаву, ребята достигают следующих результатов:

 1. образовательных:

 • формируются навыки устного счета;

 • улучшаются точность и скорость вычислений;

 • развивается фотографическая память;

 • улучшается концентрация внимания;

 • формируются творческое мышление и воображение;

 • развиваются слух и наблюдательность

 2. личностных:

 • совершенствуются коммуникативные навыки при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

 • формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

 • прививается любовь к знаниям и обучению;

 • развивается умение применять полученные знания в повседневной жизни;

 • развивается уверенность в собственных силах.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

 Помимо учебного кабинета с компьютером и интерактивной доской, для проведения занятий по программе «Ментальная арифметика» имеется следующие оборудование, средства и материалы: простые карандаши и ручка, доска с маркером, большой учительский абакус, индивидуальные счеты – абакус, тренировочные карты (флеш-карты с числами) и ментальные карты, интеллектуальные настольные игры компании «Игровед» и игры «Smartgames», инвентарь (мячи, теннисные мячи).