История и традиции казачества

Актуальность приобретает военно-патриотическое воспитание молодежи, основанное натрадиционной многовековой культуре Российского казачества.
Актуальность данного вопроса определяется двумя факторами:
во-первых, общий интерес современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
во-вторых, социокультурные изменения менталитета россиян, которые отразились в инновационной основе организации деятельности образования и открыли перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания подрастающего поколения на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом,
гражданином России.

преподаватели

Еременко Инна Николаевна

Содержание программы

Тема: "Звучит, поёт душа казачья" Прослушивание казачьих песен. Формирование представлений о

разножанровости народных казачьих песен (лирические, плясовые, шуточные, игровые) и их творческая интерпретация.

Тема: Создание сценического образа.Теория: Понятие «народный театр», разнообразие форм народного театра. Написание сценария и постановка по мотивам собранного материала устного народного творчества.Практика: Инсценировка «Как казак к царю ходил». Способствовать формированию и развитию личности, посредством обращения к традициям народной культуры. Совершенствовать музыкальные и актёрские способности. Расширять творческие возможности.

Тема: "Чины и звания казачества" Теория: Рассказ о чинах и званиях в казачьем войске.Закреплять проявление интереса к истории казачества. Воспитывать на примерах лучших традиций казачества, что сыграет свою положительную роль в решении задач военно- патриотического воспитания.

Тема: "Единство песни и народа" Теория: Рассказ о видах казачьих песен (военные, походные, трудовые, бытовые, семейные, святочные, свадебные).

Тема: "Улыбнись, поклонись, да и в пляску становись« Практика: Инсценирование казачьих «вечёрок», где «парни и девчата пели и плясали, да дружочка выбирали».

Тема: "Этот край, что Россией зовётся" Формирование любви к родному краю.

Практика: Разучивание песен из репертуара казачьих ансамблей г. Омска «Ермак» («Кума») и г.Новосибирска «Красота» ("Сеяла баба лук, чеснок")

Тема: Музей казачьей "утвари" Теория: Рассказ о создании музея " Казачья изба".

Практика: Экскурсия в музей.

Тема:«Могу красиво петь уже..."

Практика: Обучение вокально – хоровой технике, певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности. Расширить голосовой диапазон. Обучение пению на два голоса: выработка точного интонирования и речевого посыла звука (народная манера пения), по принципу » поём, как говорим", – звонко, естественно, без напряжения.

Тема:"Байки старого казака Пудыча"

Практика: Создание образа старого казака Пудыча. Организовать аудио и видео – просмотр персонажа. Овладение характером через поиск внешней характеристики: походка, движения, речь, поиск физических действий героя

Тема: "Народная мудрость«

Теория: Фольклор, как источник народной мудрости. Расширить понятие о фольклоре, как источнике народной мудрости, посредством пословиц и поговорок.

Раздел 2 Единство песни и народа

Тема: "Историческое значение казачества"

Теория: Рассказ об освоении новых земель казаками-землепроходцами, об охране и защите государственных границ Российского государства,об особенностях традиционной казачьей культуры. Казачество в революции и гражданской войне. Казачество в эмиграции. Политика расказачивания.

Тема: "Возрождение казачества в России"

Теория: Рассказ о казачьих общинах, самоуправлении.Традиции, обычаи, быт. Современное казачество. Казачество в межэтнических контактных зонах (таковой является и Бурятия). Формировать представление о культурной общности казачества.

Тема: "Казачьи песни разных лет" Практика: Прослушивание и разучивание казачьих песен разных времён. Работа над текстом, мелодией песни, действенный анализ содержания песни. Развитие навыков исполнения казачьих песен в современной аранжировке.

Тема: "Выходи плясать народ«

Практика: Инсценирование казачьей «вечёрки». Познакомить с народными казачьими песнями, играми и плясками. Способствовать формированию личности, посредством обращения к традициям народной культуры. Развивать коммуникабельность в общении со сверстниками, доброжелательность и контактность.

Тема: Служивые песни: "Веселитеся ребята, моему войску казаки"

Практика: Прослушивание служивых песен, проанализировать их особенности. Освоить специфику военных (служивых) песен казаков России. Формировать представление о тематических подгруппах служивых песен:

Тема: "Семейные песни"

Теория: Рассказ о семейных песнях (крестинные, именинные, колыбельные, заговорные) и их особенности.Формировать понятие о казачьих семейных песнях.

Практика: Разучивание слов и мелодии. Работать над выразительным исполнением.

Репетиционная работа:

- Песенный репертуар: знакомство с музыкально – литературным материалом.

Разучивание слов и мелодии песен. Работа над вокалом в народной певческой манере.

Исполнение песенного материала с элементами игры на народных музыкальных инструментах, певческое воспитание, организация исполнения. Закрепление навыков певческой установки, Работа над артикуляцией, дикцией, дыханием, выразительным исполнением песен.

- Хореография: приобщать к сценическому искусству. Ритмические плясовые движения, элементы казачьей пляски, мезансцены. Формировать потребность в самосовершенствовании, самореализации, саморазвитии.

Календарные праздники

Цели программы

Главной целью является воспитание гражданина России, уважающего как культуру не только своего народа, но и народов-соседей, всех народов России, что соответствует многовековому, традиционному укладу казаков. Главной задачей является приобретение учащимися знаний по теме: «История и традиции казачества». Не менее важной задачей мы ставим воспитание доброжелательного отношения к обществу и людям

Результат программы

По окончании обучения дети

- знают основные музыкальные термины;

- знают особенности народной (казачьей) певческой манеры исполнения;

-имеют общее представление о казачестве, как об этнокультурном явлении;

-знакомы с яркими примерами народного творчества (считалки, поговорки, частушки, потешки и т.д.);

-умеют чисто интонировать в доступном диапазоне;

-умеют играть на шумовых инструментах;

-точно исполняют несложную мелодию;

-владеют певческим дыханием;

-основными навыками сценического общения.

- умеют создавать пластические импровизации под народную музыку;

-знают основы обычаев и традиций Забайкальских казаков;

-знают виды народного декоративно-прикладного искусства;

-знают особенности казачьего быта;

-умеют петь в народной (казачьей) манере в унисон и двухголосно;

-имеют навыки вокальной импровизации;

-владеют навыками сценического общения;

-владеют приёмами работы с шашкой;

-знают движения казачьей пляски.

-знают историю Российского казачества;

-знают манеру исполнения казачьих песен разного региона;

-имеют представление об обычаях и обрядах народов (семейские, казаки);

-владеют приёмом цепного дыхания, артикуляции;

-умеют запеть песню и выполнить функцию дирижёра;

-импровизировать при воплощении сценического образа;

-реализовывают свои умения в различных условиях (концертный зал, открытая

площадка, участие в коллективной сценарной проработке и постановки номера);

-владеют поставленным в народной манере голосом;

-владеют приёмами ролевой игры и воплощением сценической роли.

Особые условия проведения

Программа предназначена для учащихся в возрасте 11-15 лет, готовых приобщится к казачьему фольклору, танцам, к искусству казачьего народного пения.

Материально-техническая база

1. Аудиоаппаратура.

2. Видеоаппаратура.

3. Видеофильмы.

4. Аудиокассеты.

5. СD-диск "Казачьи песни".

6. СD-диск "Казачьи танцы".

7. Карты по темам программы.

8. Экспонаты школьного музея по отдельным разделам программы.