«Юные кулинары»

Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает организацию деятельности обучающихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу "обучаю себя".

 

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Актуальность и новизна программы кружка в том, что в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

преподаватели

Сивочалова Марина Николаевна,

учитель высшей

квалификационной категории

 

 

Содержание программы

Тема 1. Здоровье – это здорово.

Теория. Здоровье-это здорово. Мой образ жизни. Цели и задачи курса. Значение питания для жизнедеятельности организма. Правила безопасного труда, санитарии, гигиены.

Практика. Правила ЗОЖ Игры на знакомство. Конкурс плакатов " Мы за ЗОЖ" Я и мое здоровье.

 

Тема 2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны.

Теория. Физиология питания.Пищевые вещества и их значение. Самые полезные продукты. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Минеральные вещества.

Практика. Рацион питания. Практическая работа "Составление собственной пирамиды питания".

 

Тема3. "Режим питания".

Теория. Понятие режима питания.

Практика. Мой режим питания. Игра "Составляем режим питания".

 

Тема 4. "Энергия пищи".

Теория. Энергия пищи. Обмен веществ и энергии. Суточный расход энергии человеком. Влияние калорийности пищи на телосложение.

Практика. Калорийность пищи. Исследовательская работа "Вкусная математика".

Тема5. "Где и как мы едим«.

Теория. Где и как мы едим. Что такое перекусы, их влияние на здоровье. Поговорим о фаст-фудах.

Практика. Мини – проект «Мы не дружим с сухомяткой». Путешествие и поход. Собираем рюкзак. Правила поведения в кафе. Ролевая игра "Кафе".

 

Тема 6. «Ты – покупатель.

Теория. Где можно сделать покупку. Права и обязанности покупателя. Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.

Практика. Читаем информацию на упаковке продукта. Ты покупатель. Сложные ситуации при покупке товара. Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека». Составление формул правильного питания.

Теория. Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты.

Практика. Мини-проект «Помощники на кухне». Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров.

 

Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям.

Теория. Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. Кулинарные секреты. Сервировка стола. Искусство сервировки. История появления и совершенствования посуды и столовых приборов. Способы сворачивания салфеток. Правила поведения за столом.

Практика. Мини-проект «Помощники на кухне». Сервировка стола. Игра «Конкурс кулинаров», викторина "Хорошие манеры".

 

Тема 8. Кухня разных народов.

Теория. Понятие "национальная кухня«.

Практика. Кулинарное путешествие. Проект «Кулинарные праздники». Конкурс эмблем "Кулинарные праздники".

 

Тема 9. "Кулинарная история".

Теория. Традиции и культура питания. Этапы возникновения кулинарии.

Практика. Творческий проект. Первобытная кулинария. Творческий проект. Кулинария в средние века. Современная кулинария. Конкурс кроссвордов "Кулинария".

 

Тема 10 "Как питались на Руси и в России".

Теория. История кулинарии в России. История посуды в русской кухне. Самовар-символ русского стола. Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями. Каша-матушка, хлеб-батюшка. Русская кухня и религия. Корочанский район – яблочная страна.

Практика. Традиционные блюда русской кухни. Польза меда. Праздник русской картошки.Оформление книжки-малышки "Рецепты моей бабушки«.

 

Тема 11. Необычное кулинарное путешествие.

Теория. Мировые Музеи питания. Кулинария в живописи. Кулинария в музыке. Кулинария в танце. Кулинария в литературе. Уникальные блюда стран мира.

Практика. Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие». Творческий проект «Вкусная картина». Викторина "«Необычное кулинарное путешествие». Составление формулы правильного питания.

Цели программы

Сформировать у обучающихся основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье.

 

Результат программы

 соблюдать правила санитарии и гигиены при первичной обработке продуктов;

 применять безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

 перебирать зелень, плоды, овощи, ягоды, картофель;

 производить первичную обработку всех видов овощей;

 выполнять нарезку овощей простыми формами и в виде украшений;

 составлять план-меню;

 оценивать качество сырья и полуфабрикатов;

 проводить тепловую обработку продуктов различными видами;

 сервировать стол, складывать салфетки;

 правильно вести себя за столом, встречать гостей;

 готовить холодные блюда и закуски, первые блюда, вторые блюда, сладкие блюда и напитки.

 правильно вести себя за столом, встречать гостей;

 готовить холодные блюда и закуски, первые блюда, вторые блюда, сладкие блюда и напитки.

 правила поведения, правила санитарии и гигиены, общие правила организации рабочего места и безопасности на занятиях по обработке пищевых продуктов;

 оборудование кухни; кухонную, столовую и чайную посуду, инструменты и приспособления для приготовления пищи; правила ухода за кухонной, столовой и чайной посудой;

 значение питания; основные группы продуктов питания; общие требования к качеству продуктов питания и их хранению;

 пищевую ценность хлеба, яиц, круп и макаронных изделий, молока и молочных продуктов, рыбы и мяса;

 виды бутербродов, горячие напитки, блюда из яиц, из круп и макаронных изделий, из молока и молочных продуктов,

 виды теста, технологию приготовления;

 приготовление рыбных и мясных блюд;

 правила организации рабочего места, санитарно-гигиенические правила и правила безопасности при чистке и мытье кухонной посуды и приспособлений, мытье столовой посуды и приборов, чайной посуды.

Особые условия проведения

Методы реализации: учитывая возрастные особенности школьников-подростков – их стремление к самостоятельности, самореализации, при работе программы могут быть использованы следующие методы:

1. Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях.

2. Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат (при изучении темы «Продукты разные важны, блюда разные важны» подростки должны распределить продукты по трем цветным «столам», в зависимости от частоты употребления того или иного продукта в пищу).

3.Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору (при изучении темы «Здоровье – это здорово» подростки должны представить пантомиму, изобразив полезные и вредные привычки – игра "Угадайка«).

4. Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи (в теме «Кулинарная история» подростки готовят викторину для своих одноклассников, посвященную кулинарии в Средние века).

5. Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса дискуссия может быть организована в форме круглого стола, брейн-ринга и т. п.

Формы и методы оценивания результатов.

Результаты выполнения программы каждым обучающимся отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточных практических работ и итогового (конец учебного года) мини-проекта.

 

Материально-техническая база

Электрическая плита, холодильник, кухонный инвентарь, духовой шкаф, продукты, моющие средства, ведро для мусора, спецодежда.