«Умники и умницы»

Актуальность программы заключается в том, что она позволяет показать детям, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса дети могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у детей стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи удетей, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

преподаватели

Программу реализует учитель начальных классов, педагог дополнительного образования, О. А. Скрынник. Общий стаж работы – 26 лет.

Содержание программы

Содержание занятия
1.
Правила дорожного движения
7
Правила дорожного движения (теория).
2.
Инструктаж по технике безопасности
1
Инструктаж по технике безопасности (теория).
3.
Речь устная и письменная
1
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная
4.
Что такое слово?
1
Слово – это название предметов, явлений, действий и т.д.

Знакомство с ребусом.
5.
В мире звуков
1
Уточнение представления детей о звуках. Понятие «фонетика», «фонема», "фонематический слух"
6.
Игротека
1
Формулировка смыслового значения слова. Понятие "рифма"
7.
Звуки и буквы – не одно и то же
1
В чем заключается различие между звуками и буквами
8.
Что такое метаграммы?
1
Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм
9.
Жили-были гласные и согласные
1
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв
10.
Волшебник Ударение
1
Роль ударения в слове. Понятие "омограф"
11.
Такие разные согласные
1
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
12.
Такие разные, разные согласные
1
Парные и непарные звонкие и глухие согласные.
13.
Русские народные загадки
1
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета
14.
Зачем шипят шипящие?
1
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием "Пантомима«
15.
Познакомьтесь: алфавит!
1
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков
16.
Игротека
1
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке
17.
Привет, пословица!
1
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы
18.
Поговорим о предложении
1
Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Упражнение в умении различать данные предложения
19.
Еще немного о предложении
1
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения
20.
Игротека
1
Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту
21.
Знакомимся с анаграммами
1
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы
22.
Что такое текст?
1
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста
23.
Что мы пишем с большой буквы?
1
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные
24.
О безударных гласных
1
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки
25.
О парных звонких и глухих согласных
1
Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки
26.
Слова-приятели
1
Знакомство с понятием «синонимы». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары
27.
Слова-неприятели
1
Знакомство с понятием «антонимы». Упражнение в умении подбирать антонимы к данным словам, находить среди слов антонимичные пары
28.
Волшебное слово предлог
1
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словам
29.
Что за зверь такой – фразеологизм?
1
Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм
30.
Итоговое занятие
1
Упражнение в умении правильно называть буквы и звуки, решать метаграммы, объяснять смысл пословиц, различать виды предложений и т.д.

Всего часов

36

Цели программы

Расширить, углубить и закрепить у ребят знания по русскому языку, лингвистический кругозор через систему развивающих занятий.

Результат программы

Прогнозируемая результативность:

Дети должны знать:

- отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- слова, словосочетания, предложения, текста;

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- о некоторых нормах русского языка: произносительных, слово-употребительных;

Дети должны уметь:

- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеоло-гическим и другими словарями.

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные результаты

- Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты:

- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

- умение использовать в речи знакомые пословицы;

- умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

1. Материально-техническое обеспечение:

- просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет,

- парты, стулья,

- классная доска,

- шкафы для хранения методического и дидактического материалов,

- письменные принадлежности.

2. Информационное обеспечение:

- методическая специальная литература, плакаты, книги, схемы, таблицы;

- компьютер, проектор для создания и просмотра слайдов, презентации, видео.