Основы электротехники

Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Основы электротехники» обусловлена тем фактом, что современное развитие электроники с началом массового производства интегральных микросхем привело к тому, что в настоящее время электронные компоненты и узлы широко применяются во многих технических устройствах, даже там, где традиционно использовались иные физические принципы. Сфера их применения практически безгранична: от точнейших измерительных приборов и промышленного оборудования до бытовых устройств и игрушек.

Электротехнические устройства используются в быту (осветительные приборы, холодильники, электронагревательные приборы) и на производстве (электрифицированные станки, конвейеры, электросварочная аппаратура), в медицине – диагностические аппараты – рентген, томограф, аппарат для снятия кардиограммы и другие, медицинские приборы – лазеры, бормашины, в военном деле – электроснабжение узлов связи, командных пунктов, аэродромов, стартовых сооружений ракет, электрооборудование самолетов, кораблей, подводных лодок, на транспорте – трамваи, троллейбусы, метро, электровозы, электрооборудование и в связи (телефон, телеграф, радиосвязь, компьютеризация).

Современная электроника является материальным фундаментом новых информационных технологий, развитие которых уже сейчас приводит к невиданным социальным последствиям. В то же время в школьных программах по физике и информатике прикладной аспект электроники практически отсутствует. При этом многим сегодняшним школьникам, вне зависимости от избранной специальности, предстоит если не принимать участие в разработке и производстве электронных устройств, то наверняка пользоваться информационными системами различного уровня, вступать во взаимодействие с техническими устройствами. Следовательно, актуальность развития научно-технического творчества очевидна.

преподаватели

Чорный Антон Григорьевич

Содержание программы

Содержание программы

Введение. Техника безопасности. Электротехника. Значимость предмета его цели и задачи. Значение электротехники и физики в жизни человека. Открытия в области электротехники.
Электричество. Электрические заряды. Электрическое поле. Проводники и диэлектрики. Напряженность электрического поля. Первые электрические и электротехнические приборы: электроскоп, электрометр, технические устройства в быту и их назначение. Электрон. Строение атома. Проводники и непроводники, полупроводники. Электрический ток. Источники электрического тока. Гальванические элементы.
Электротехника. Электрофорная машина. Аккумуляторы. Электростанции. Электрическая цепь и ее составные части. Действия электрического тока. Вычерчивание схем электрической цепи. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Плотность тока. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводов. Закон Ома для участка цепи. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Последовательное соединение проводников. Вычерчивание схем электрической цепи, сборка схемы электрической цепи с последовательным соединением проводников. Параллельное соединение проводников. Вычерчивание схем электрической цепи, сборка схемы электрической цепи с параллельным соединением проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Вычерчивание схем электрической цепи, сборка электрической цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.
Электромагнитные явления. Магнитные цепи Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Электродвижущая сила. Цепь переменного тока с активным и индуктивным сопротивлением. Электрические измерения. Виды и методы электрических измерений. Электрические измерительные приборы.
Электротехнические, электронные устройства и их использование. Назначение, устройство, основные параметры и принцип действия трансформатора. Трехфазные трансформаторы. Автотрансформаторы. Генераторы постоянного и переменного тока. Двигатели постоянного и переменного тока. Электрические машины постоянного тока и переменного тока. Назначение устройство и принцип работы машины постоянного тока. Электрический ток в газах. Газоразрядные приборы. Электронные лампы. Диод. Триод. Полупроводниковы е приборы Электроннолучевая трубка Фотоэлементы, фото реле, фотосопротивления. Аппаратура управления, передача эл. энергии и защита Нагрев и охлаждение электрических машин. Аппаратура управления электродвигателям и. Общие сведения о режиме работы электростанций и энергетических сетей. Защитное заземление и зануление. Устройство сетей внутри зданий. ТБ.

Цели программы

Цель программы: общее развитие и общая подготовка к восприятию специальных дисциплин и овладению практическими производственными навыками; получение знаний (физических, электротехнических); обеспечение в ознакомительной форме базовой электротехнической подготовки, необходимой для развития обучающихся, для освоения новых эффективных электротехнических и электронных систем, устройств автоматики, техники передачи, воспроизведения информации.

Результат программы

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

знать название приборов, применение в быту, отдыхе;
знать свойства электричества, его параметры;
методы вычерчивания и расчета электрических цепей:
общую теорию электрических машин, их характерные технические параметры и характеристики, особенности
различного вида электрических машин;
основные виды методы измерения электрических величин;
принципы работы типовых аналоговых электронных устройств;
подбирать приборы, необходимые для работы;
подбирать инструменты, необходимые для работы;
руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работ;
знать принципы, лежащие в основе рабочих процессов;
овладеть основами электротехники;
составлять стандартный план работы;
иметь представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производство обуви, сельскохозяйственный труд, и др.);
осознанно определять возможности различных приборов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их назначением в зависимости от задач предметно- практической деятельности;
рассчитывать параметры различных электрических схем;
подбирать по справочным материалам электрические машины для заданных условий эксплуатации;
по заданным параметрам рассчитывать типовые аналоговые электронные устройства.
электрические схемы включения элементов в цепи переменного тока;
методы измерения параметров электрической цепи;
методы измерения магнитных величин электроизмерительными приборами.
устанавливать назначение прибора по его условному обозначению на электрической схеме, расшифровывать условные обозначения на шкале прибора;
экономно расходовать материалы.
Метапредметные результаты:

уметь выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится"/"не нравится");
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.
комментировать, оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей высказывать им свои предложения, пожелания;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
отбирать в зависимости от поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы;
создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; овладеть некоторыми видами общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, звеньевого и т.п.);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности;
обладать способностью к самооценке.
Личностные результаты:

понимать значение и ценность труда;
понимать красоту труда и его результат;
использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе;
понимать значимость эстетической организации школьного рабочего места, как готовность к внутренней дисциплине;
уметь эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу;
понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.