Путешествие в Буквоград ПФДО

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. В этот период дошкольника отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Нужно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, формируются предпосылки для этого.

преподаватели

 

Смагина Наталия Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

Расписание

Расписание занятий:

Понедельник 

Вторник

Пятница

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

1. Вводное занятие.

Формирование у детей живого интереса к обучению грамоте, к речевым играм. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуках.

2. Звуки речи.

Разграничить понятия «буква» – «звук»: отличие буквы от звука (разучивание стихотворения – подсказки); соотнесение звука с графическим изображением (игра «Буква молчит – звук звучит»). Понятия звуков: «гласный» – «согласный», согласный «твердый – мягкий», «глухой – звонкий», «носовой» (сонорный). Дифференциация звуков по способу произнесения с помощью «руки – помощницы» (есть «заборчик» – мальчик Согласный, поет песенку – девочка Гласная), слуховая дифференциация твердого и мягкого звука с помощью игры «Камень – вата», для определения «носового» звука – игра "Хитренький звук".

3. Гласные звуки.

Формировать умение у детей выделять гласные звуки из звукового ряда, в слоге, в слове, называть слова с заданным гласным. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков. Игры «Поймай звук», "Разложи картинки".

4. Согласные звуки.

Знакомство с согласными звуками. Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Понятие «оглушение» (без называния термина). Особенности звукобуквенного анализа слов с оглушением. Способы проверки написания правильной буквы в таких словах. Практическая работа: определение с помощью «руки – помощницы» наличия голоса в горлышке (голос спит или звучит); изменение формы слова для проверки правильного написания оглушенного согласного в конце и в середине слова. Игры «Поймай звук», «Разложи картинки», «Сделай слово маленьким», «Добавь маленькое словечко «нет». Звукобуквенный анализ слов с оглушением.

5. Слоги. Ударение

Слоговой состав слова. Понятие «слог». Деление слова на слоги, нахождение ударного слога, порядок слогов (игры «Кто дальше уйдет», «Стадион», «Сколько слогов в твоем имени?»). Схема слова. Состав слога. Слогообразующая роль гласных. Прямые и обратные слоги (без называния терминов). Односложные, двусложные, трехсложные слова. Составление слогов из букв разрезной и магнитной азбуки.

При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. 

Понятие «ударение». Определение на слух наиболее сильного слога в слове (игра «Стадион», «Позови меня!»), обозначение ударного слога в схеме слова.

6. Йотированные гласные

Йотированные гласные (без называния термина) – «сложные» гласные. Особенности звукобуквенного анализа слов с йотированными гласными. Нахождение сходства и различия в артикуляции гласных звуков путем фонетического эксперимента; звукобуквенный анализ слов с йотированными гласными.

7. Буквы Ь, Ъ

Обозначение мягкости согласных Ь (мягким знаком) и последующим гласным: нахождение причины мягкости согласных звуков в словах (игра «Буква обняла соседа». Роль Ъ и Ь знаков. Практическая работа: определение роли Ъ и Ь знаков в словах (смягчающая и разделительная); наблюдение за тем, как «наводят порядок» Тим и Том своими волшебными палочками (Ъ и Ь знаки); звукобуквенный анализ слов с Ъ и Ь знаками.

8. Работа с предложением.

Дать представление о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова, согласовании слов в предложении. Помогать правильно строить сложные предложения. Учить отвечать на вопрос полным и развернутым ответом. Составление схем предложений, составление предложений по схемам.

9. Работа с предлогами

Знакомство детей с предлогами, схемой предлогов. Формирование умения слышать предлоги в предложениях. Упражнение детей в правильном употреблении предлогов в речи.

10. Звуковой анализ слов.

Формирование умения анализировать слова, выполнять звуковой анализ, составлять звуковую схему слова

11. Чтение. Письмо под диктовку.

Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер. 

Чтение слов, предложений. Расширение «поля чтения» или «поля зрения», вырабатывание навыка сознательного плавного чтения, соблюдение пауз и интонации, соответствующей знакам препинания в конце предложения. Научить писать под диктовку буквы, слоги, слова, предложения.

12. Составление рассказа о себе.

Формирование умения составить рассказ о себе. Тренировка в написании своего имени, фамилии, городе проживания.

13. Итоговое занятие. Прощание с Буквоградом.

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения; чтение слов и коротких фраз.

 

Цели программы

 

Формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте,

овладение детьми элементарными навыками письма и чтения.

Результат программы

 

К концу обучения дети должны:

- владеть понятиями: «слово», «звук», «ударение», «буква», "предложение";

- различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

- давать характеристику звуку (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;

- определять место звука в слове;

- уметь делить слова на слоги, выделять ударный гласный звук;

- осуществлять звуковой анализ слова;

- знать буквы русского алфавита, уметь передавать их графически;

- составлять из букв разрезной азбуки слова;

- правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

- уметь работать в тетради в крупную клетку, соблюдая все требования печатного письма;

- понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3 – 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его знаками (. ! ?).

Особые условия проведения

Овладение детьми элементарными навыками чтения и письма.

Материально-техническая база

 

Для реализации программы необходимы:

 

- ноутбук с подборкой аудиозаписей;

- наборы картинок на изучаемые звуки;

- раздаточный материал для моделирования звукового и слогового состава слова на каждого ребёнка;

- слоговые схемы с ударением;

- карточки для составления схемы предложения;

- магнитная азбука;

- рабочие тетради с заданиями на каждого ребёнка;

- кассы букв индивидуальные и демонстрационные;

- магнитно-маркерная доска;

- тетради, карандаши на каждого ребёнка.

Видео