Резьба по дереву

Резьба по дереву всегда была спутницей деревянной архитектуры. Ею украшали дома и церкви, общественные здания и хозяйственные постройки. Наибольшее развитие она получила к началу 20 века. Этому способствовали природные условия, традиции, многовековой опыт. Дерево было самым доступным материалом, легко обрабатывалось несложным инструментом. Каждый хозяин, стремился понарядней украсить свое жилище, нередко дом почти весь был увит резьбой — это убранство дома, полотенца, слуховые окна, балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо дома с навесом, лестничный вход с перилами, очелья калиток, ворот, забора. Особенно богато украшались церкви, мастерами изготавливались иконостасы, иконы, киоты, аналои, различная церковная утварь. Использование различных видов окраски, тонирования (морение, обжиг и т.д.), защитных покрытий помогало сохранить нарядный, праздничный вид изделия и его индивидуальность. Резьба всегда подчеркивала основные элементы здания, связанные с его планировкой, конструктивными особенностями, высотностью, гармонично соединяла в себе декоративные и утилитарные начала и, как правило, осуществлялась по канонам народного зодчества, основываясь на местных традициях. Резьба не была одинаковой и монотонной. В зависимости от техники выполнения она подразделялась на контурную, геометрическую, прорезную, плоскорельефную, глухую, скульптурную. Резные элементы выполнялись в такой технике, в которой они наиболее выигрывали и сочетались с архитектурой здания. Иногда различные виды резьбы соседствовали в одном здании, дополняя друг друга, что делало декор богаче и живописнее.

преподаватели

Гургиш Николай Васильевич 

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Знакомство с искусством резьбы. История развития резьбы. Ознакомление с программой занятий. Правила безопасности труда.

2. Технология контурной резьбы. Материалы, инструменты. Выполнение задания по образцу (на светлом фоне).

Теория. Контурная резьба по светлой древесине. Пластический характер контурного решения композиции. Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента.

Практика. Работа над эскизом. Исполнение резной композиции.

3. Контурная резьба по тонированному фону. Композиция анималистического характера.

Теория. Ознакомление с произведениями народных мастеров на анималистическую тему. Цвет как активное средство создания художественного образа.

Практика. Выполнение декоративной композиции. Выполнение эскиза на темном фоне. Перевод рисунка. Исполнение резьбы.

4. Технология и декоративные особенности геометрической резьбы. Азбука геометрических элементов.

Теория. Приемы резных композиций. Порядок разметки и последовательность исполнения. Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы.

Практика. Разметка резного поля на одиночные и двойные полосы. Исполнение резьбы.

5. Узор геометрического характера из изученных (азбучных) элементов. Работа по образцам.

Теория. Использование резной пластины с «азбукой» в качестве справочного материала при сочинении композиций. Композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования одного, нескольких элементов в узоре.

Практика. Исполнение по образцу. Творческий проект.

6. Декоративная пластина с композицией из растительных элементов или анималистического характера.

Теория. Приемы выполнения композиций с растительными элементами. Зарисовка животных, птиц, аквариумных рыб. Рисование листьев и цветов.

Практика. Исполнение резьбы.

7. Практическая работа. Изготовление изделий с нанесением резьбы по заданию учителя

8. Творческий проект.

Цели программы

Воспитание гармонически развитого, творчески активного человека через привитие интереса к резьбе по дереву, как к одному из видов искусств, обучение навыкам и приемам художественной резьбы по дереву.

Результат программы

Совместная творческая деятельность учит договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

В результате прохождения учащимися годичного курса «Резьба по дереву» можно прогнозировать следующее:

-учащиеся смогут овладеть навыками и приемами резьбы по дереву;

-будут выявлены склонности и развиты способности детей к художественной деятельности;

-повысится статус учащегося в группе;

-должно быть сформировано умение планировать свою работу;

-развить творческое воображение, эстетический вкус учащихся;

-учащиеся смогут ориентироваться в выборе профессии;

-будут заложены основы для самовоспитания личности.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Стол ученический –7 шт.

Стул ученический –15 шт.

Стол для педагога–1 шт.

Стул для педагога–1 шт.

Доска –1 шт.

Шкаф для инструментов –1 шт.

Ножовка –1 шт.

Электроточило-1 шт.

Лобзик электрический –1 шт.

Стамеска плоская –3 шт.

Струбцина-5 шт.

Набор резаков-1 шт.