«Сирин»

Прикладное искусство во все времена существует рядом с человеком, создавая ощущение радости и привлекательности жизни, сопровождая его в радостных и тяжелых жизненных ситуациях. Керамика – один из значимых видов декоративно-прикладного искусства. Потребность и возможность приобщить детей к прекрасному виду творчества – художественной керамике, легли в основу создания данной программы. Основная работа по данной программе – научить детей самостоятельно мыслить, выражать свои творческие идеи с помощью керамических средств, используя богатое наследие традиционного мастерства и современного искусства керамики, развить интерес к художественному творчеству.

преподаватели

Ивченко Кристина Александровна

Содержание программы

Определение целей и содержания данной программы строится на основе следующих принципов: учета возрастных особенностей, доступности, наглядности, системности и последовательности, связи теории с практикой, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, добровольности.

При освоении различных тем возникает необходимость интеграции в различные, на первый взгляд, не связанные с керамикой области: изобразительного искусства, дизайна, истории, математики, физики, химии. Это значительно расширяет кругозор детей, дает возможность узнать не только предшествующее, но и инновационное значение керамики в жизни человека.

  • Теоретическая часть осуществляется методами: рассказа, беседы, экскурсий, обсуждения, демонстрации тематических фильмов, слайдов, таблиц, образцов изделий.
  • Практическая часть осуществляется методами: демонстрации приемов лепки и росписи (мастер-класс), практическим выполнением работы, проведением лабораторных исследований, посещением выставок, экскурсий, организацией тематических мероприятий.

 

  • Модуль 1. Простые формы из глины.
  • Модуль 2. Понятие орнамента. Глиняная народная игрушка.
  • Модуль 3. Изделия сложной формы "Посуда". Глиняная свистулька.

Цели программы

Научить детей самостоятельному творческому мышлению и выражению своих идей посредством искусства керамики.

Результат программы

 В конце первого года обучения обучающиеся:

Принцип работы по программе предполагает самостоятельное мышление в процессе изготовления авторского изделия, с использованием полученных знаний:

  •  умение проявить собственное отношение к художественной работе;
  • умение работать по образцу и по своему замыслу;
  • умение анализировать свои работы, работы других обучающихся,соблюдать правила общения;
  • умение оценить результат на основе критериев, заданных педагогом;
  • использовать различные способы лепки в работе с глиной и методы создания объема;
  • различать по внешнему виду основные виды глины;
  • использовать на практике навыки изготовления различных бытовых предметов;
  • отображать свой замысел в эскизе и воплощать в материале;
  • знать технологию изготовления керамических изделий, свойства керамических красителей, температурный режим обжига, пропорции предметов;
  • искусство керамики разных народов и эпох, историю керамики;
  • основы композиции орнамента.

 

В конце второго года обучения обучающиеся:

Должны знать:

  • Правила по технике безопасности;
  • Историю керамики, отдельных керамических промыслов;
  • Оборудование рабочего места, материалы;
  • Инструменты, приспособления для работы;
  • Материаловедение по программе;
  • Технологическую последовательность выполняемой работы;
  • Основы композиции и формообразования;
  • Различные приемы лепки из глины;
  • Различные виды орнамента;
  • Способы декорирования керамических изделий.


Должны уметь:

  • Выполнять правила по Т\Б.;
  • Правильно использовать материалы и инструменты;
  • Лепить предметы простой и сложной формы;
  • Рационально и последовательно выполнять задание;
  • Уметь грамотно выполнить эскиз изделия;
  • Выполнять работу в соответствии с эскизом;
  • Технику кистевой росписи;
  • Технику нанесения глазурей.

В конце третьего года обучения обучающиеся:

Должны знать:

  • Правила по технике безопасности;
  • Историю керамики, отдельных керамических промыслов;
  • Оборудование рабочего места, материалы;
  • Материаловедение по программе;
  • Технологическую последовательность выполняемой работы;
  • Основы композиции и формообразования;
  • Основы дизайна предмета в интерьере;
  • Различные приемы лепки из глины;
  • Различные виды орнамента;
  • Способы декорирования керамических изделий

Должны уметь:

  • Выполнять правила по Т\Б.;
  • Правильно использовать материалы и инструменты;
  • Лепить предметы простой и сложной формы;
  • Рационально и последовательно выполнять задание;
  • Уметь грамотно выполнить эскиз изделия;
  • Выполнять исследовательские работы;
  • Выполнять крупномасштабные работы;
  • Выполнять работу в соответствии с эскизом;
  • Умело демонстрировать изготовление простых изделий;
  • В качестве инструкторов;
  • Слаженно работать в коллективе.

 

Особые условия проведения

Программа «Сирин» отличается расширенными возможностями благодаря созданию технической базы (наличие специального оборудования и профессиональных материалов), поэтому обучающиеся самостоятельно должны решать творческие задачи, осваивать определенные приемы лепки .

Материально-техническая база

Оборудование:

  • муфельная печь для обжига керамики;
  • турнетки (вращающиеся подставки);
  • гончарный круг;
  • компьютер;
  • телеэкран;
  • киноматериал по темам;
  • фотоматериал и слайды по темам;
  • тематическая литература;
  • наглядные таблицы;
  • образцы изделий.

Материалы:

  • керамические массы для лепки изделий;
  • керамические красители, глазури.

Инструменты:

  • стеки, шпатели, подставки, стаканы для воды;
  • бумага, карандаши, кисти для росписи.