Прикладное искусство во все времена существует рядом с человеком, создавая ощущение радости и привлекательности жизни, сопровождая его в радостных и тяжелых жизненных ситуациях. Керамика – один из значимых видов декоративно-прикладного искусства. Потребность и возможность приобщить детей к прекрасному виду творчества – художественной керамике, легли в основу создания данной программы. Основная работа по данной программе – научить детей самостоятельно мыслить, выражать свои творческие идеи с помощью керамических средств, используя богатое наследие традиционного мастерства и современного искусства керамики, развить интерес к художественному творчеству.
преподаватели
Ивченко Кристина Александровна
Содержание программы
Определение целей и содержания данной программы строится на основе следующих принципов: учета возрастных особенностей, доступности, наглядности, системности и последовательности, связи теории с практикой, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, добровольности.
При освоении различных тем возникает необходимость интеграции в различные, на первый взгляд, не связанные с керамикой области: изобразительного искусства, дизайна, истории, математики, физики, химии. Это значительно расширяет кругозор детей, дает возможность узнать не только предшествующее, но и инновационное значение керамики в жизни человека.
- Теоретическая часть осуществляется методами: рассказа, беседы, экскурсий, обсуждения, демонстрации тематических фильмов, слайдов, таблиц, образцов изделий.
- Практическая часть осуществляется методами: демонстрации приемов лепки и росписи (мастер-класс), практическим выполнением работы, проведением лабораторных исследований, посещением выставок, экскурсий, организацией тематических мероприятий.
- Модуль 1. Простые формы из глины.
- Модуль 2. Понятие орнамента. Глиняная народная игрушка.
- Модуль 3. Изделия сложной формы "Посуда". Глиняная свистулька.
Цели программы
Научить детей самостоятельному творческому мышлению и выражению своих идей посредством искусства керамики.
Результат программы
В конце первого года обучения обучающиеся:
Принцип работы по программе предполагает самостоятельное мышление в процессе изготовления авторского изделия, с использованием полученных знаний:
- умение проявить собственное отношение к художественной работе;
- умение работать по образцу и по своему замыслу;
- умение анализировать свои работы, работы других обучающихся,соблюдать правила общения;
- умение оценить результат на основе критериев, заданных педагогом;
- использовать различные способы лепки в работе с глиной и методы создания объема;
- различать по внешнему виду основные виды глины;
- использовать на практике навыки изготовления различных бытовых предметов;
- отображать свой замысел в эскизе и воплощать в материале;
- знать технологию изготовления керамических изделий, свойства керамических красителей, температурный режим обжига, пропорции предметов;
- искусство керамики разных народов и эпох, историю керамики;
- основы композиции орнамента.
В конце второго года обучения обучающиеся:
Должны знать:
- Правила по технике безопасности;
- Историю керамики, отдельных керамических промыслов;
- Оборудование рабочего места, материалы;
- Инструменты, приспособления для работы;
- Материаловедение по программе;
- Технологическую последовательность выполняемой работы;
- Основы композиции и формообразования;
- Различные приемы лепки из глины;
- Различные виды орнамента;
- Способы декорирования керамических изделий.
Должны уметь:
- Выполнять правила по Т\Б.;
- Правильно использовать материалы и инструменты;
- Лепить предметы простой и сложной формы;
- Рационально и последовательно выполнять задание;
- Уметь грамотно выполнить эскиз изделия;
- Выполнять работу в соответствии с эскизом;
- Технику кистевой росписи;
- Технику нанесения глазурей.
В конце третьего года обучения обучающиеся:
Должны знать:
- Правила по технике безопасности;
- Историю керамики, отдельных керамических промыслов;
- Оборудование рабочего места, материалы;
- Материаловедение по программе;
- Технологическую последовательность выполняемой работы;
- Основы композиции и формообразования;
- Основы дизайна предмета в интерьере;
- Различные приемы лепки из глины;
- Различные виды орнамента;
- Способы декорирования керамических изделий
Должны уметь:
- Выполнять правила по Т\Б.;
- Правильно использовать материалы и инструменты;
- Лепить предметы простой и сложной формы;
- Рационально и последовательно выполнять задание;
- Уметь грамотно выполнить эскиз изделия;
- Выполнять исследовательские работы;
- Выполнять крупномасштабные работы;
- Выполнять работу в соответствии с эскизом;
- Умело демонстрировать изготовление простых изделий;
- В качестве инструкторов;
- Слаженно работать в коллективе.
Особые условия проведения
Программа «Сирин» отличается расширенными возможностями благодаря созданию технической базы (наличие специального оборудования и профессиональных материалов), поэтому обучающиеся самостоятельно должны решать творческие задачи, осваивать определенные приемы лепки .
Материально-техническая база
Оборудование:
- муфельная печь для обжига керамики;
- турнетки (вращающиеся подставки);
- гончарный круг;
- компьютер;
- телеэкран;
- киноматериал по темам;
- фотоматериал и слайды по темам;
- тематическая литература;
- наглядные таблицы;
- образцы изделий.
Материалы:
- керамические массы для лепки изделий;
- керамические красители, глазури.
Инструменты:
- стеки, шпатели, подставки, стаканы для воды;
- бумага, карандаши, кисти для росписи.